Андрей Бурлуцкий, автор экспресс-курса «Мастерская Голоса» и аудиокниги «Правильная орфоэпия»: «ОТ НАШЕЙ РЕЧИ ЗАВИСИТ, КАКОЙ ЭФФЕКТ МЫ ПРОИЗВОДИМ, ДОСТАТОЧНО ЛИ МЫ УБЕДИТЕЛЬНЫ И ГОТОВЫ ЛИ ЛЮДИ НАМ ПОВЕРИТЬ»
Вы хорошо знаете Андрея Бурлуцкого, даже если никогда не видели. Ведь это
его голос мы регулярно слышим по основным национальным телеканалам. И именно он
ставит произношение звездам украинского шоу-бизнеса и многим известным политикам.
Сейчас возможность позаниматься с одним из лучших в Украине преподавателей по
голосовым техникам появилась и у тех, кто часто проводит переговоры или
выступает перед публикой. Причем, благодаря его новому проекту –
аудиокниге «Правильная орфоэпия», сделать это можно прямо в машине или самолете.
Мы попросили г-на Бурлуцкого рассказать о его новом аудио-курсе и о том, как
возникают речевые ошибки и оговорки.
Как появилась идея
создания аудиокниги «Правильная орфоэпия»?
Полгода назад вместе с маркетинг-группой OS-Direct мы запустили проект
«Мастерская Голоса» – двухмесячный курс по технике речи для бизнес-аудитории.
Конечно, аудитория этого курса значительно шире, но создавали мы его,
ориентируясь на тех, кто часто выступает перед публикой, проводит переговоры, и
чья деятельность зависит от умения говорить и убеждать.
У нас получился целостный и очень успешный продукт. Постепенно мы
определили оптимальный объем информации, подобрали интересные и полезные для
деловой аудитории разделы и упражнения.
Одновременно мы думали и о том, каким удобным способом можно было бы
постоянно тренировать полученные на занятиях знания, как их зафиксировать, и
как упражняться. Так мы пришли к идее создания аудиопродукта.
В итоге мы
сделали подборку материала с наиболее часто употребимыми словами и выражениями.
Прохронометрировали, учитывая дефицит времени у деловой аудитории, и разбили
материал на небольшие порции. Теперь можно включить запись с любого места и за
короткий отрезок времени выполнить упражнение.
Мы уже получили много заявок на аудиокнигу, и это действительно очень
полезный продукт. Ведь от нашей речи зависит, какой эффект мы производим,
достаточно ли мы убедительны и готовы ли люди нам поверить.
О чем аудиокнига «Правильная орфоэпия»?
Орфоэпия – это раздел лингвистики, который занимается нормами произношения.
Аудиокнига «Правильная орфоэпия» – о том, как правильно выговариваются слова,
расставляются ударения. Один из разделов книги посвящен трудностям произношения
стыка слов.
На диске мы даем образец правильного произношения, и он значительно
отличается от того, что мы слышим на улице и в ежедневном общении. Даже на
выступлениях самых хороших спикеров на бизнес-мероприятиях есть масса
некорректных ударений, орфоэпические ошибки. В аудиокниге «Правильная орфоэпия»
заложены не просто нормы произношения, но и правила, упражнения для проверки и
отработки, закрепления навыков. Потому что очень важно, чтобы знания
зафиксировались и перешли в умение правильно и красиво говорить.
Давайте подробнее остановимся на самых распространенных речевых
ошибках.
К сожалению, украинцы очень часто искажают русский язык, вплетая множество
украинизмов и совершенно необоснованных ударений. Особенно распространенный
случай – [укрАинский] вместо правильного [украИнский]. Говорят [создАли], в то
время как корректное ударение – [сОздали].
Очень многие говорят на суржике, особенно при частых переходах с русского
на украинский и наоборот. У одного известного лектора я выписал 11 ошибок. Он
часто говорит [хто-то]. Это типичный украинизм, с которыми мы боремся так же,
как и с русизмами в украинской речи.
Спикер говорит [прихОите] вместо [прихОдите], [кодА] вместо [когдА], [тодА]
вместо [тогдА], или [коГда] через украинскую «Г». Когда выпадает буква в
произношении, это очень неопрятно и невежливо по отношению к аудитории. Неаккуратность
в речи раздражает людей знающих, и настораживает даже на подсознательном уровне
остальных. Они понимают, что что-то не дослышали, что-то недополучили.
Напряглись, и это уже начинает раздражать на двадцатой-тридцатой минуте лекции.
Почему происходят оговорки? Есть люди, с которыми это
часто случается…
С одной стороны оговорки происходят от хаотического мышления, а с другой – мозг
формирует фразу, при этом губы, язык и челюсть должны, получив сигнал,
сартикулировать, чтобы её построить. Но если речевой аппарат не готов, он не
может точно воспроизвести импульс мозга. Он не подчиняется.
Мы работаем над этим, и на первом же занятии в «Мастерской Голоса»
выясняется, что губы непослушны. Есть простое упражнение: «губы трубочкой провести
по кругу» – как правило, никто этого не может сделать. Губы атрофированы, у
большинства людей они не работают. Точно также непослушен язык и зажим в
челюсти, не позволяющий широко открывать рот. А если рот закрыт, то многие люди
разговаривают сквозь зубы так, что слышен этот призвук «сквозьзубости» –
грубейшее нарушение. При такой речи не будет доверия к человеку, поскольку звук
сквозь зубы просто не идет.
Большинство людей используют часто слышимые произношения. Беда общества в
равнодушии к этому вопросу. Многие разговаривают на суржике и, общаясь между
собой, говорят: «ну ты же меня понимаешь!? Ну и какие вопросы? Ну, ты ж понял,
что я сказал?». Да, понял, но я тут же сделал заключение, к какой социальной
прослойке тебя отнести. Я тут же сделал заключение о твоем статусе,
образованности, начитанности и т.д. Поэтому, с одной стороны – да, какие-то
социальные слои общества так и общаются, но с другой стороны – цивилизованное и
культурное общество не имеет права общаться на суржике, смешением абсолютно
непонятных форм, «не склоняя падежОВ».
Поделитесь некоторыми рекомендациями, как выходить из
неловких ситуаций и можно ли их предусмотреть
спикер выходит к аудитории, он должен быть готовым, выучить свою
речь, но ни в коем случае не вызубрить! Зубрежка – это самый плохой вариант, на
котором сразу нужно поставить крест! Спикер должен рождать текст здесь и
сейчас, но на базе знания предмета. Если его речь доведена до состояния «не
могу молчать» (у Льва Толстого есть статья «Не могу молчать!») – он хочет
говорить, у него льются знания, ему необходимо их передать. Это действенная
передача знаний, чтобы перекрыть аудиторию и взять ее в союзники. Именно
ДЕЙСТВОВАТЬ словом я учу в рамках «Мастерской Голоса».