Результаты психологического исследования подтвердили важность визуальных факторов для успешной совместной работы
Средства видеокоммуникаций повышают уровень открытости во время онлайновых встреч, активизируют дискуссии, стимулируют творчество и ускоряют принятие решений. Результаты исследования под названием "Успешные видеокоммуникации”*, опубликованные компанией Cisco 28 января 2009 года, говорят о том, что онлайновые встречи с использованием видео помогают установить более тесные отношения между людьми и повышают слаженность их совместной работы. Кроме того, видео сглаживает влияние культурных различий и плохой личной совместимости. Вместе с тем видеокоммуникации могут вызвать обратный эффект: повысить нервозность, вызвать смущение и т.п., - поэтому компании должны вырабатывать у своих сотрудников навыки эффективного использования видеотехнологий.
Люди оценивают друг друга, прежде всего, по поведению и жестам. Влияние устной речи на взаимную оценку не превышает 7 процентов, но, несмотря на это, многие компании, организующие совместную работу распределенных рабочих групп, до сих пор полагаются лишь на телефоны и аудиоконференции. В отчете компании Pearn Kandola говорится о том, как использовать видеокоммуникации для повышения производительности труда в распределенных группах, какие психологические барьеры при этом возникают и как смягчить влияние этих барьеров. По словам представителя Pearn Kandola Стюарта Даффа (Stuart Duff), руководившего данным исследованием, “глобальные и удаленные коммуникации стали нормой для современного бизнеса, который стремится сократить расходы и сформировать более сильные и продуктивные рабочие группы. Видеокоммуникации могут стать реальной альтернативой личным встречам, и поэтому перед бизнесом встают важные вопросы: как познакомить людей с этой технологией, как сделать ее достаточно привычной и удобной для регулярного использования и какие факторы могут помочь сотрудникам воспользоваться всеми преимуществами этого новейшего способа общения”. Отчет показывает положительное влияние видеотехнологий на участников виртуальных конференций, которых авторы отчета относят к следующим психологическим типам: Лидер/доминирующая личность. Обычно такой человек ведет встречу. Визуальные технологии помогают ему укрепить свое лидерство. Кроме того, возможность видеть всех присутствующих позволяет ему лучше учитывать чужое мнение и не навязывать свой подход другим участникам дискуссии.
Возбудитель/отвлекающаяся личность. Люди такого сорта периодически испытывают приливы энергии и желания говорить, что перемежается у них с длительными периодами низкой активности. Видео оказывает на них стимулирующее воздействие, вовлекая в общую деятельность.
Мыслитель/задумчивая личность. Это "тихий гений", который иногда глубоко уходит в себя. При использовании видеотехнологий другие участники встречи правильно поймут такое поведение и не примут его за отлынивание от совместной работы. Дружественно-болтливая личность. Это так называемые экстраверты, готовые перекричать любого и "заболтать" любой вопрос повестки дня. Возможность видеть своих коллег позволяет таким людям вести себя спокойнее: они лучше понимают, почему в разговоре возникают естественные паузы, видят мыслительную работу других людей в моменты молчания, и у них появляется меньше стимулов для того, чтобы "заполнить паузу".
Творческая, непрактичная личность. Эти люди переполнены творческими революционными идеями. Взаимодействие в видеосреде опускает этих людей на землю, не давая им чересчур погружаться в свой идеальный мир.
Приземленная, консервативная личность. Это "приземленные" прагматики, которых трудно переубедить. Видео дает им возможность слушать и слышать чужие мнения, снижая "тормозящий эффект".
Помимо прочего, видеокоммуникации объединяют людей, принадлежащих к разным культурам, и поднимают вопрос о влиянии культурных различий на работу виртуальных рабочих групп. К примеру, видео помогает быстрее выстроить отношения с представителями так называемых "контекстных" культур (Китай, Япония, Ближний Восток), где отношения в ходе дискуссии во многом зависят от традиционной социальной иерархии. В таких странах, как Германия, Швеция или Дания, господствует совершенно иная культура: там все участники дискуссии чувствуют себя на равных, независимо от занимаемых должностей. При общении представителей западной культуры с жителями стран, где иерархия значит гораздо больше, чем на Западе (например, с жителями Ближнего Востока), видео может создать возможность для невербального проявления уважительных чувств и тем самым снизить влияние культурных различий.
“Факторы, определяющие успех видеокоммуникаций, относятся, прежде всего, к личности человека и его умонастроению, методам управления коллективами и формированию дружественной корпоративной культуры, - говорит Стюарт Дафф. - Мы видим, что визуальные знаки помогают людям успешно общаться, а видеотехнологии - особенно, TelePresence - дают сотрудникам возможность наблюдать эти знаки и поддерживать между собой отличные отношения. Однако для общего успеха видеокоммуникаций сотрудники должны сформировать положительное отношение к ним, лидеры должны понимать и поддерживать людей, принадлежащих к разным культурно-психологическим типам, а организации должны выделить ресурсы и организовать соответствующее обучение, чтобы сделать видеокоммуникации повседневной нормой делового общения”.
“Видео полностью меняет стиль деловых коммуникаций, добавляя к ним крайне важное визуальное измерение, которое дает возможность реального взаимодействия с удаленными коллегами и эффективного сотрудничества с ними, независимо от географических и организационных границ, - утверждает Ник Эрл (Nick Earle), старший вице-президент сервисного отдела Cisco на европейских рынках. - Проведенное компанией Pearn Kandola исследование показывает, как извлечь максимальную пользу из разных типов видеокоммуникаций, и дает представление о том, как "визуальные сети" помогают бизнесу поднять производительность труда на новый качественный уровень”.
Средства видеокоммуникаций, использованные в данном исследовании: Видеотелефония Используется для повседневных коммуникаций. Проста в использовании. Качество видео не дает возможности проследить за всеми визуальными знаками. Видео веб-конференции Широко распространенная технология групповых встреч с удаленными и внешними специалистами; небольшой размер изображения затрудняет восприятие визуальных знаков. Видеоконференции Групповые встречи с 1-2 участниками в каждой точке. Качество видео лучше, чем у веб-камер, но недостаточно для передачи тонких визуальных знаков. Во время встреч с многочисленными участниками возникают проблемы с передачей аудио. TelePresence Наиболее полезная технология для организации важных распределенных встреч. По качеству приближается к реальным встречам лицом к лицу. Виртуальные образы реального размера передают все, даже самые мелкие жесты и знаки. _____________________________________________________________________________* Это исследование, проведенное в октябре 2008 года, стало последним в серии совместных исследовательских проектов Cisco и Pearn Kandola. Компания Pearn Kandola специализируется на изучении психологии деловых коммуникаций. Cisco сотрудничает с ней с 2006 года, когда было проведено исследование виртуальной совместной работы "Психология эффективных деловых коммуникаций в географически распределенных рабочих группах". В ходе следующего проекта, осуществленного в 2007 году ("Понимание мобильной рабочей силы и управление ею"), изучалась психология мобильной работы. Данное исследование опирается на два предыдущих.
О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и сотрудничества. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.com и www.cisco.ru. Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.