В поиске новых заказчиков и новых деловых партнеров многие компании проявляют интерес к русскоязычному интернету. Чешские фирмы не являются исключением - восточный рынок стран бывшего Союза все больше и больше привлекает их внимание.
Глобальная информационная сеть растет как в сказке не по дням, а по часам. Особенно это касается русскоязычного сектора (Рунет), где появляются все новые и новые пользователи интернета. По статистике Фонда «Общественного мнения» за 2006 года аудитория интернета в России составила 28 миллионов человек или 23% населения в возрасте, начиная от 18 лет. В странах Западной Европы по данным за 2005 год интернетом пользуются от 45 до 75 процентов той же возрастной группы. Сравнивая цифры, можно сделать вывод, что потенциал Рунета еще очень велик. Следует также учесть, что пользуются интернетом, в основном, образованные и социально активные люди. Фонд «Общественное мнение» в своих исследованиях обращает внимание на то, что пользователи интернета сегодня разительно отличаются от населения в целом: по социально-демографической структуре, по доходам, по восприятию ситуации, по стилю жизни и т.п. Такая группа людей является наиболее привлекательной для многих рекламодателей, так как в интеллектуальной среде эффективность рекламы существенно возрастает.
Именно по этим причинам в поиске новых заказчиков и новых деловых партнеров многие компании проявляют интерес к русскоязычному интернету. Чешские фирмы не являются исключением - восточный рынок стран бывшего Союза все больше и больше привлекает их внимание. Для этого чешские фирмы переводят свои сайты на русский язык; возникает необходимость регистрации чешских интернет ресурсов не только в международных, но и в русскоязычных поисковых системах и тематических каталогах; появляется интерес к рекламным площадкам Рунета.
Как известно, главными российскими поисковыми системами в интернете являются порталы Яндекс и Рамблер, на базе которых предлагается множество услуг для продвижения корпоративных сайтов. Среди таких услуг необходимо отметить возможность проведения кампаний недорогой и очень эффективной рекламы. Речь идет о контекстной рекламе. В Яндексе ей занимается служба Яндекс-Директ, в рамках Рамблера для этой цели создано отдельное акционерное общество ЗАО Бегун, главным акционером которого, кроме Рамблера, является известная финансовая компания ФИНАМ. Покрывая 90% рынка контекстной рекламы в Рунете, Яндекс-Директ и Бегун не ограничиваются только российскими рекламодателями. Представительство обеих компаний есть на Украине, их агентства работают в Великобритании, Германии, Израиле.
В Чехии Яндекс-Директ и Бегун представляет авторизованное агентство RuMarket.Cz, предлагающее для европейских клиентов услуги контекстной рекламы в русскоязычном интернете.
Контекстная реклама - это небольшие, четко выраженные, текстовые объявления рекламодателя, особенность которых в том, что они показываются на наиболее посещаемых местах в интернете при поиске информации по ключевым словам или по фразам на заданную тему. По сути, потребитель сам прикладывает усилия, чтобы отыскать необходимое ему рекламное сообщение и по нему перейти на сайт рекламодателя.
Крупнейшими площадками операторов контекстной рекламы в России являются порталы Яндекс, Rambler, Mail.ru, Апорт, Nigma. Помимо них, каждый оператор сотрудничает еще с множеством площадок различных типов. Это - основные поисковые системы России, Украины, Беларуси, Казахстана; интернет - каталоги; доски объявлений, ресурсы по темам: бизнес, финансы, промышленность, строительство, здоровье, туризм, недвижимость, новости... На февраль 2007 года партнерская программа Бегуна насчитывала более 40 тысяч площадок. Яндекс-Директ, запустивший открытую партнерскую программу позже, по оценкам экспертов, привлек уже более 3 тысяч партнеров.
Контекстная реклама в Яндекс-Директ доступна всем, даже тем, у кого нет русскоязычной версии сайта и даже тем, у кого совсем нет сайта. В этом случае, в рекламном объявлении появляется ссылка «Адрес и телефон», по переходу с которой рекламодатель показывают контактную информацию в виде «виртуальной визитки».
Очень важное свойство контекстной рекламы - она не раздражает. Реклама, которая реагирует на запрос пользователя, воспринимается, скорее, как важная информация. Например, пользователь в поисковой строке написал фразу: «чешские вузы», - и в результатах поиска увидел рекламный блок «Высшее образование в Чехии. Услуги агентства "Euroeast" по подготовке к поступлению в чешские ВУЗы». С большой вероятностью он среагирует на объявление и посетит сайт чешской компании Euroeast, s.r.o.
Популярность эффективной и направленной интернет-рекламы постоянно растет, по данным аналитических служб Бегуна, Рамблера и Яндекса оборот рынка контекстной рекламы в 2006 году составил $110 млн. По сравнению с 2005 годом (оборот - $45 млн.) этот рынок вырос почти в два с половиной раза. Прогноз на 2007 год - увеличение оборота как минимум еще в два раза, то есть $220 млн.
По этим цифрам можно себе представить, как развивается контекстная реклама Рунета и насколько она интересна для рекламодателей. И значит, этот способ продвижения своих товаров и услуг не может быть не интересен чешским компаниям, работающим на рынке России и СНГ или стремящимся на этот рынок попасть.
Вячеслав Федоренко, руководитель проекта RuMarket.Cz
Статья опубликована в журнале "Чехия Панорама" № 4 (9) / 2007