Два года назад руководство Cisco пересмотрело свои приоритеты в работе на мировом рынке и сегодня пожинает плоды. Тогда, решив обратить особое внимание на государства с наиболее быстрыми темпами социально-экономического развития, компания сформировала новое подразделение, которое с тех пор осуществляет многостороннюю деятельность в 130 с лишним странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, Латинской и Центральной Америки, Ближнего Востока и Африки.
В Cisco рассчитывают, что к концу нынешнего десятилетия объем ее бизнеса в этих государствах может достичь 10 млрд долларов.
По данным исследовательского отдела журнала "Экономист", совокупный валовой национальный продукт (ВВП) быстроразвивающихся стран впервые в новейшей истории превысил аналогичный показатель промышленно развитых государств. Еще и поэтому Cisco решила по-новому расставить приоритеты в своей деятельности. Прежде, как и многие другие компании, она делила мир "по старой корпоративной колониальной модели, - говорит Пол Монтфорд (Paul Mountford), президент Cisco по работе на быстроразвивающихся рынках. - Этот подход делит страны по чисто географическому признаку, игнорируя сходства и различия их рынков. Исключение делается только для наиболее развитых стран Северной Америки, Европы и Азии. Такой взгляд на мир мешает разглядеть новые возможности для крупномасштабного развития бизнеса".
Подразделение, которым руководит П. Монтфорд, осуществляет деятельность в регионе, который охватывает 23 часовых пояса и покрывает 61 процент земной суши с населением в 2 миллиарда 300 миллионов человек. Ожидается, что на протяжении предстоящих трех лет темпы экономического роста в этом регионе будут в 2-3 раза превышать среднемировые. Сегодня в быстроразвивающихся странах доступ к широкополосным каналам имеет не более 5 процентов семей, и уже одно это открывает заманчивые перспективы предприимчивым бизнесменам.
Многим странам этого региона выгодно работать именно с Cisco. В большинстве из них нет развитой телекоммуникационной инфраструктуры, и они вполне могут перепрыгнуть целый ряд этапов технологического развития, чтобы, внедрив самые передовые телекоммуникационные системы, встать в один ряд с наиболее развитыми странами мира. Инвестиции в инфраструктуру стимулирует высокая рождаемость и большой приток молодого населения. В этих условиях, если не обеспечить молодежь достойной работой, можно потерять целое поколение.
Страны с быстроразвивающейся экономикой разбросаны по всему миру, но все они, по мнению Монтфорда, имеют общие потребности в сфере телекоммуникаций. Объединив их в единую группу с общими рыночными характеристиками, независимо от географического расположения, руководство Cisco убедилось, что такой подход приносит реальные экономические выгоды. "Наступает очень важный этап в развитии человечества, - говорит Монтфорд. - Мы хотим быть уверены, что наши финансы, стратегические намерения и усилия сосредоточены в правильном направлении, позволяющем успешно решать новые задачи".
В 2006 году Cisco более чем наполовину увеличила свои штаты на быстроразвивающихся рынках, на 60 с лишним процентов возросли текущие и на 300% - капитальные расходы. В результате в 2007 финансовом году, завершившемся в июле текущего года, бизнес Cisco в этих странах продолжал расти опережающими темпами (так, в СНГ объем продаж увеличился еще на 40%). Руководство Cisco понимает, что развитие бизнеса в быстроразвивающихся странах требует больших человеческих, финансовых и материальных ресурсов, к тому же на этом пути неизбежны трудности организационного порядка. Тем не менее, все эти риски с лихвой компенсируются высокими темпами роста и перспективами успешной долгосрочной работы.
Cisco еще предстоит найти наиболее эффективные и экономичные способы развертывания широкополосных сетей на новых рынках с широко рассредоточенным населением и сложным рельефом местности. Того же мнения Крис Льюис (Chris Lewis), ведущий специалист международной аналитической компании Ovum: "Нужно найти наиболее экономичные методы доставки широкополосных телекоммуникационных услуг населению быстроразвивающихся государств". Сегодня Cisco успешно использует некоторые беспроводные технологии (например, mesh-сети и WiMAX) для строительства в некоторых развивающихся странах так называемых "цифровых городов", но проблема не ограничивается правильным выбором технологии. Компания сознает, что ей нужна единая стратегия развития бизнеса в масштабе целого государства. Этот подход, получивший название "трансформация страны", подразумевает тесное сотрудничество с правительствами быстроразвивающихся стран и внедрение современных коммуникационных систем для решения более широких экономических и социальных задач. В Cisco понимают, что традиционных поставок сетевого оборудования здесь недостаточно. Население многих быстроразвивающихся стран не имеет опыта использования современных интернет-технологий и сетей и не может воспользоваться их потенциалом.
Именно поэтому стратегия Cisco в быстроразвивающихся странах включает не только поставку оборудования и программного обеспечения, но и распространение своего сетевого и делового опыта. К примеру, Cisco активно развивает систему образования многих стран в рамках Сетевых академий, которые ныне действуют в 168 государствах, включая большинство стран СНГ.
Лоренс Прусак (Laurence Prusak), работы которого помогают многим компаниям, включая Cisco, эффективнее использовать имеющиеся информационные ресурсы, считает, что перед Cisco стоит сложная задача передачи своего опыта другим странам. Теоретически это вполне возможно, особенно, с помощью современных коммуникационных и учебных технологий, но сделать это на практике намного труднее, чем можно подумать. "Большинство считает, что передача знаний - это простая передача информации, - говорит Л. Прусак. - На деле же вы начинаете понимать всю сложность этой задачи, только когда приступаете к практической работе. Знание – штука дорогая. Чтобы передать его, нужны ресурсы и время".
Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются процессы технологических, экономических и социальных перемен в быстроразвивающихся странах, Cisco и ее партнеры полагают, что развитие современных интернет-коммуникаций рано или поздно приведет их к успеху на новом мировом рынке. Это не просто слепая вера в могущество новых технологий. Зависимость национального развития от технологических инвестиций давно доказана. Глобальный отчет Всемирного экономического форума по вопросам развития информационных технологий подчеркивает прямую взаимосвязь между развитием информационной и коммуникационной инфраструктуры и уровнем конкурентоспособности страны на мировой арене.
Пол Монтфорд, отвечающий за продвижение новых технологий в быстроразвивающихся странах, был назначен на эту должность не случайно. Он накопил богатый опыт, необходимый для решения перечисленных выше задач. Ранее он отвечал за взаимодействие Cisco с деловыми партнерами на мировом рынке, возглавлял офис Cisco в Великобритании и тесно сотрудничал с крупнейшими телекоммуникационными компаниями Европы, помогая им развертывать сети национального масштаба. По словам Монтфорда, одна из наиболее приятных его обязанностей - встречи с руководителями быстроразвивающихся стран, большинство из которых полностью разделяет партнерскую бизнес-модель Cisco. ”Они заинтересованы в сотрудничестве с нами, потому что это сотрудничество повышает уровень жизни населения”, - отметил Монтфорд.
О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и сотрудничества. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.