Государственная налоговая администрация положила конец конфликту между бухгалтерами и представителями налоговых органов, разъяснив письмом ГНАУ № 17525/7/28-0917( опубликовано в «Балансе» №57), кто может сдавать отчетность в налоговые органы и в каких случаях налоговики имеют право не принять отчет у предприятия.
По мнению первого заместителя Председателя ГНАУ С.Острович, согласно нормам ст. 4 Закона № 2181 «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами», налоговая декларация может быть не признана контролирующим органом только в следующих случаях:
- отсутствие обязательных реквизитов;
- отчетность не подписана соответствующими должностными лицами налогоплательщика;
- не скреплена печатью налогоплательщика.«При этом Законом №2181 не установлены никакие требования относительно должности лица, которое представляет (доставляет) налоговую декларацию в канцелярию налогового органа.В связи с вышеизложенным, Государственная налоговая администрация Украины обязывает при приеме налоговой отчетности налогоплательщиков придерживаться требований действующего законодательства,» - говорится в письме ГНАУ.
Директор Центра образовательных программ ИКК «Баланс-Клуб» Мария Чумасова так прокомментировала появление этого письма: «Прежде всего, напомню читателям с чего начался конфликт. В течении 2007 г. в ряде налоговых инспекций отказывались принимать налоговую отчетность предприятий если она не была доставлена лично главным бухгалтеров и/или директором предприятия. Эта практика вызвала законное возмущение налогоплательщиков. Дело в том, что и у главного бухгалтера, и у директора есть немало важных дел, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности и им просто некогда стоять в очереди к налоговому инспектору. Тем более, что на протяжении всех предыдущих лет отчетность мог сдавать курьер или другое лицо, на которое возлагались такие обязанности, тем самым экономя дорогое рабочее время первых лиц предприятия. Мне приятно отметить, что бухгалтеры не смирились с произволом, а начали активно действовать. Это письмо стало ответом на многочисленные жалобы, поступавшие в ГНАУ как в письменном виде, так и по телефонам «горячей линии» от бухгалтеров и предпринимателей. Эта история стала еще одним подтверждением мысли, которую я не устаю повторять: закон, если его знать и правильно применять, станет надежным защитником ваших интересов. Если же ваши права нарушаются – ищите законные способы их отстаивать и Ваш голос обязательно будет услышан!»