27 февраля 2007 года в Киеве состоялась III ежегодная конференция «Ключевые факторы развития украинского фармацевтического рынка: ожидания, прогнозы, перспективы», состоявшая из двух сессий. В первой ведущими исследовательскими компаниями (КОМКОН Фарма-Украина, МОРИОН, SMD, RMBC, ФАРМЭКСПЕРТ) были представлены основные параметры украинского фармацевтического рынка, а также прогнозы его дальнейшего развития. Во второй части своими взглядами на перспективы развития рынка поделились представители отечественных и зарубежных компаний-производителей (Sanofi-Aventis, Nycomed, Berlin-Chemie, Actavis, Sandoz, Дарница, Артериум).
Первое Медицинское Рекламное Агентство «MARSMEDIA» представляет результаты этого значимого для отрасли мероприятия и выражает благодарность соорганизаторам конференции исследовательской компании «КОМКОН Фарма-Украина» за данную информацию.
По итогам 2006 года, фармрынок лекарственных средств в ценах производителя продемонстрировал значительный прирост: его объем увеличился больше чем на четверть по сравнению с 2005 годом и достиг 9 млрд. 356 млн. грн. Многим операторам рынка удалось сохранить темпы развития, которые были заданы еще в 2005 году, который для многих стал годом структуризации: слабые игроки покинули рынок, сильные – разделили его. Однако в 2006 году конкурентная борьба не прекратилась, ее отголоски еще долго будут слышны.
В 2006 году отечественные фармацевтические производители сконцентрировали свое внимание на потребностях внутреннего рынка. Они существенно увеличили объемы производства. При этом и на внутреннем рынке, и в сегменте экспорта своим успехам они обязаны увеличению объемов производства более дорогостоящей продукции.
При сохранении существующих тенденций в 2007 году увеличение объемов рынка в ценах производителя будет сопоставимо с таковым года 2006. Определяющее влияние на активность оптовых операторов окажет поведение производителей.
В целом за 2006 год объем рынка аптечных продаж составил 9 млрд. 430 млн. грн. При этом среди всех категорий аптечной корзины наибольший удельный вес по праву принадлежит лекарственным средствам – 8 млрд. 62 млн. грн. Отметим, что две из трех проданных упаковок препаратов были произведены в Украине.
В отличие от 2005 года в исследуемый период составляющие рыночного прогресса достаточно сильно изменились. Значительные трансформации претерпела структура потребления товаров аптечной корзины, увеличились объемы продаж дорогостоящих товаров, что, естественно, сыграло не в пользу отечественных фармкомпаний. Как следствие, деятельность зарубежных компаний в 2006 году оказалась более успешной. При этом очевидным является то, что украинские производители предпринимают меры по усовершенствованию продуктового портфеля, не уставая в борьбе за лояльность потребителя.
Общее количество торговых точек, имеющих лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами в Украине, по состоянию на 1 мая 2006года, составило 21 279. Из них 9639 аптек, 6270 аптечных киосков и 5371 аптечный пункт. Наибольшее количество аптечных учреждений среди регионов зафиксировано в Восточном – 6129, среди областей - в Донецкой (1884).
Доклад генерального директора компании КОМКОН Фарма-Украина Александра Ткачука был посвящен ключевым факторам развития украинского фармацевтического рынка: «На процессы, которые происходят на этом рынке, влияют как внешние, так и внутренние факторы. Рост фармрынка будет зависеть от изменения его инфраструктуры - появления новых источников финансирования, участие и государственного, и частного капитала (добровольное или обязательное медицинское страхование)». Г-н Ткачук обратился к операторам фармацевтического рынка с предложением действовать коллективно, придерживаться философии лидерства на новом «витке» развития.
Что касается промоционного рынка лекарственных средств, тяжеловесом на нем остается телевидение. Так, в IV квартале 2006г. его доля составила 94,6% объема рекламных бюджетов компаний-производителей лекарственных средств. Однако, количество маркетирующих организаций, использовавших прямую ТВ-рекламу, сократилось с 91 в 2005г. до 77 в 2006г.. Второе место по объемам продаж рекламы препаратов занимает пресса – 19,8 млн. грн. Доля этого медианосителя составила 4,2 % общего объема рекламных бюджетов фармкомпаний в разрезе исследуемых каналов коммуникации (77,8% объема рынка non-TV рекламы лекарственных средств). Удельный вес радио, метро и наружных конструкций в общем объеме затрат фармкомпаний на рекламу препаратов составил 1,2% (5,7 млн. грн.).
Однако согласно последним тенденциям на рынке промоций реклама на телевидении постепенно утрачивает свою первостепенную значимость, и сегодня одним из наиболее эффективных способов продвижения лекарственных средств по праву становится работа с врачами. Наболевшей теме более эффективного и рационального использования денег при проведении рекламных кампаний посвящен сенсационный ежегодный проект ПМРА «MARSMEDIA» - конференция медицинского маркетинга «Оптимальные nonTV каналы коммуникаций». Более подробная информация на официальном сайте проекта www.nontv.com.ua.
Прогнозы на 2007 год следующие. Объем рынка аптечных продаж продолжит рост. В том случае, если макроэкономическая ситуация в нашей стране не претерпит значительных изменений, объем фармрынка увеличится на 22-25% в денежном выражении по сравнению с 2006 годом и составит порядка 11,5-11,8 млрд. грн. Одним из наиболее важных условий для реализации таких прогнозов является изменения макроэкономических показателей в пределах сегодняшних экспертных ожиданий.
Широкая и оживлённая дискуссия во время конференции ещё раз подтвердила, что интенсивное развитие украинского фармацевтического рынка продолжается, и повышается интерес к нему со стороны мирового фармацевтического сообщества. В этой связи представляется чрезвычайно важным понимание ключевых факторов развития рынка, механизма их воздействия, прогнозирование параметров и масштабов рынка на ближайшую и отдалённую перспективу.