Вывод о том, что на отечественном рынке труда существует острая нехватка хороших специалистов отдела маркетинга можно легко сделать, проанализировав для этого статистику вакансий компаний работающих в Украине. Так, например по данным всеукраинского портала по трудоустройству RABOTA.ua (www.rabota.ua) 19 января 2007 года среднее предложение заработной платы на должность маркетолога составляет 1170 у.е. Занимая третье место по данному критерию сразу после топ-менеджмента и руководителей отделов эта вакансия демонстрирует наивысший показатель заработной платы среди других специальностей.
Подтверждением нехватки именно квалифицированных кадров в сфере маркетинга свидетельствует тот факт, что количество вакансий на данную позицию составляет всего 602 единицы – средний показатель в общем рейтинге. При этом на том же, на сервере находится 1335 резюме специалистов по маркетингу, средний уровень ожиданий которых составляет 458 у.е. Но, тем не менее, работодатели продолжают упорно искать персонал, не обращая внимания на уже опубликованные резюме, предлагая большие условия заработной платы.
Конечно, сейчас на рынке найти хорошего специалиста очень тяжело. Но все-таки, почему набольшее предложение по оплате труда поступает именно специалистам по маркетингу? Ответ на этот вопрос попробуем найти, с помощью сравнения требований работодателей к специалистам по маркетингу с такими востребованными и трудно закрываемыми специальностями на рынке труда как IT – специалисты (программисты, тестировщики, системные администраторы).
Так, рыночное предложение по этой специальности на портале RABOTA.ua.составляет 1129 активных вакансий, а уровень предлагаемой заработной платы - всего 730 у.е. что гораздо меньше предложения для маркетологов. А вот работу на портале ищут 916 специалистов в данной сфере и ожидают заработную плату начиная от 335 у.е. (системный администратор до 1500 у.е. программист Java, J2EE, JSP).
Должность | Резюме | Вакансии |
Топ менеджмент | 2464 | 740 |
Руководители отделов | 1977 | 883 |
Маркетологи | 1335 | 602 |
Экономисты и финансовые работники | 1633 | 1476 |
Юристы, адвокаты, нотариусы | 1336 | 246 |
IT: программисты, тестировщики, системные администраторы | 916 | 1129 |
HR-специалисты и бизнес-тренеры | 789 | 384 |
Инженеры, технологи, проектировщики | 168 | 1045 |
Бухгалтеры, аудиторы | 3379 | 911 |
Менеджеры по продажам оборудования, комплектующих / закупкам | 1666 | 692 |
Менеджеры по продажам / сбыту / закупкам | 1666 | 1528 |
Менеджеры ВЭД, таможня, логистика, склад | 1223 | 518 |
Типичной IT – вакансией можно посчитать предложение компании CyberianSoft, Inc. На должность программиста ASP.NET. Данный специалист должен обладать следующими знаниями и навыками, необходимыми для работы:
• Глубокое знание ASP.NET, C# и MS SQL 2000, 2005
• Знание ADO.NET, HTML, CSS, JavaScript, XML
• Наличие законченных проектов.
• Английский язык на уровне свободного письменного общения.
Дополнительным плюсом будет:
• Наличие сертификата Microsoft Certified Professional.
• Знание VB.NET, XSLT.
Как мы можем видеть, главным критерием подбора сотрудника на должность IT-специалиста является умение владеть языками программирования, проще говоря, наличие теоретических знаний. Но поскольку такие знания довольно нелегко усвоить, то отечественные компании имеют проблемы с подбором IT – персонала, что выражено высоким количеством вакансий.
Теперь посмотрим какая ситуация с маркетологами.
Вакансия маркетинг-менеджера компании PZU – Украина предполагает наличие следующих качеств у кандидата на эту должность:
• высшее образование (маркетинг, экономика);
• опыт работы в рекламном агентстве (на проектах как эккаунт-менеджер) приветствуется;
• знание маркетинг процессов, правил построения коммуникаций;
• английский язык- upper intermediate;
• знание, использование клиентской базы CRM технологии;
• знание способов увеличения лояльности потребителей.
Похожие требования предъявляет компания Innovative Marketing Ukraine к своим специалистам по закупке Интернет – рекламы (Online Media Buyer):
• Свободный письменный и разговорный английский;
• Навыки ведения переговоров по телефону и по электронной почте;
• Активный пользователь сети Интернет не менее 2-х лет;
• Понимание принципов online-рекламы, её типов и особенностей;
• Способность нестандартно решать поставленные задачи.
Проанализировав требования к вакансиям, можно отметить то, что работа специалиста по маркетингу требует наличия коммуникативных качеств, инициативность и способность самостоятельно принимать решения. Отсюда высокая ответственность за результат работы. Теоретические знания необходимы только в обобщенном виде.
Теперь давайте проанализируем те же функциональные обязанности, которые должны выполнять кандидаты в случае попадания на данную должность.
Основными функциональными обязанностями программиста ASP.NET является:
• разработка приложений на основе технологий ASP.NET;
• проектирование клиент-серверных систем;
• настройка и корректирование работы существующих систем.
Должность | Резюме | Вакансии |
Топ менеджмент | 1020 | 2140 |
Руководители отделов | 743 | 1638 |
Маркетологи | 565 | 1170 |
Экономисты и финансовые работники | 507 | 752 |
Юристы, адвокаты, нотариусы | 513 | 751 |
IT: программисты, тестировщики, системные администраторы | 458 | 730 |
HR-специалисты и бизнес-тренеры | 627 | 689 |
Инженеры, технологи, проектировщики | 455 | 622 |
Бухгалтеры, аудиторы | 453 | 569 |
Менеджеры по продажам оборудования, комплектующих / закупкам | 520 | 566 |
Менеджеры по продажам / сбыту / закупкам | 497 | 517 |
Менеджеры ВЭД, таможня, логистика, склад | 470 | 464 |
Таким образом, главной задачей данного специалиста является выполнение технических заданий предоставленных внутренним или внешним заказчиком.
Приступив к выполнению своих функциональных обязанностей, маркетинг-менеджер компании PZU – Украина будет заниматься следующей работой:
• участвовать в организации и проведении рекламных кампаний Группы;
• работать с региональными управлениями касательно рекламы в СМИ и полиграфии;
• обеспечивать соблюдение единого фирменного стиля во всех средствах рекламы;
• анализировать рекламу конкурентов;
• составлять и вести ежеквартальные и годовые отчетности о деятельности;
• обеспечивать учет и сохранение информации, и ее архивацию.
В свою очередь главной задачей Online Media Buyer будет:
• Активное ведение переговоров с зарубежными партнерами с целью закупки рекламных площадей;
• Заключение необходимых контрактов;
• Сопровождение и контроль реализации контрактных условий по запуску рекламных кампаний;
• Решение финансовых вопросов.
Как видим, главной обязанностью маркетологов является грамотное распоряжение бюджетом с целью дальнейшего продвижения компании. Таким образом, обычный специалист, отвечающий за одно из направлений (рекламу, PR, сувенирную продукцию или др.) уже является руководителем функции и от его действий непосредственно зависит доход компании. Стоимость ошибки здесь очень дорога, так как потратить маркетинговый бюджет впустую равносильно выбрасыванию денег на ветер.
Поскольку уровень ответственности маркетологов гораздо выше уровня IT – специалистов, логично, что уровень предложения по оплате труда тоже выше, так как ответственных специалистов с опытом работы, и установленными требованиями не так много на рынке. Лучших сотрудников можно привлечь и удержать только с помощью высокого уровня заработной платы и хорошей системы мотивации. Поэтому не удивительным является то, что работодатели не обращают внимания на существующие резюме и продолжают поиск профессионалов.
Автор: Виктор Закотий, маркетолог портала Rabota.ua (www.rabota.ua).