До недавнего времени Украина не ощущала серьезного негативного влияния глобального финансового кризиса и мировых кризисных явлений. Но с сентября текущего года определенные негативные тенденции влияния на ряд отраслей украинской экономики стали активно проявляться.
Об этом говорится в Еженедельной аналитике транспортной отрасли, подготовленной экспертами Консорциума «Менеджмент консалтинг групп».
В частности среди таких неутешительных явлений – сокращение экспорта украинской металлургии, связанного также и с замедлением экономической активности в мире. Более того, осознавая роль, место и значение украинской металлургии в экономике страны, нынешние тенденции стагнационного его развития дают основание говорить сегодня о системной экономической проблеме, планомерно и весьма убедительно распространяющейся на остальные смежные отрасли и сферы национальной экономики. Ведь масштабность функционирования металлургического комплекса не имеет границ, а технологическая цепочка производства готовой металлопродукции предусматривает весьма активное параллельное его участие и в жизни других отраслей, в частности предполагает быть одновременно и главным поставщиком и в тоже время основным потребителем товаров и услуг в этих отраслях.
В настоящее время, не говоря уже о необходимости ревизии инвестиционных программ самих металлургов, пересмотра плановых объемов поступления валютной выручки страны как базы для формирования госбюджета, очевидной эскалации социальной напряженности вследствие вероятных массовых увольнений, так кризис в металлургии неминуемо сказывается и на других отраслях экономики. Среди пострадавших нельзя не отметить и транспортную сферу – перевозчика металлургических грузов в технологической цепочке производства и доставки готовой продукции. При этом, среди видов транспорта под наибольшим влиянием оказывается железнодорожный транспорт, ведь перевозки проводятся главным образом на нем. Более того, как известно свыше 50% грузов, перевозимых на Украине по железной дороге, так или иначе, связаны с металлургией. И именно за счет перевозок грузов горно-металлургического комплекса формируется основная доходная часть железной дороги.
Так, по итогам первого полугодия работы согласно финансово-экономическим результатам деятельности УЗ доходы от обычной деятельности составили порядка 18 млрд. грн., что больше плана на 7,1%. Чистая прибыль составила - 588 млн. грн. При этом увеличение доходов от перевозок было достигнуто за счет роста их объема. Нынче рентабельность УЗ не превышает 0,23 %. И только рост объема перевозок позволяет выживать железной дороге.В кризисных условиях только по итогам сентября этого года объемы грузоперевозок относительно предприятий горно-металлургического комплекса уже сократились на 30%.Именно поэтому, в условиях металлургического кризиса и очевидного снижения объемов грузоперевозок даже несколько процентное снижение грузопотока для железной дороги будет исчисляться миллиардными потерями.
Подробнее о влиянии мирового экономического кризиса на функционирование транспортной отрасли читайте в Еженедельной аналитике транспортной отрасли.