По оценкам специалистов компании, земельные участки под коммерческое использование продолжают быть востребованы у потенциальных покупателей. Однако, несмотря на то, что общий объем сделок с начала года сократился из-за нестабильной макроэкономической ситуации в стране, снижения цен на земельные участки пока не наблюдается. Это связано с тем, что покупатели и продавцы заняли выжидательные позиции, рассчитывая на скорую стабилизацию.
По словам Эвелины Ишметовой, директора по развитию и консалтингу LandService, особое влияние макроэкономических и политических рисков наблюдается при сделках с крупными земельными участками. «Например, из-за сильной волатильности курса рубля в начале 2014 года один из крупных непродуктовых ритейлеров временно приостановил рассмотрение покупки земельных участков до тех пор, пока ситуация с курсом рубля не станет более прогнозируемой, — отметила эксперт. — Большое значение на деятельность международных компаний оказывает и политическая ситуация в стране. Так, из-за конфликта на Украине одна из западных компаний приостановила финансирование своего российского офиса, таким образом, открытие новых точек и приобретение участков земли откладывается на неопределенный срок».
Михаил Маслов, исполнительный директор LandService, сообщил, что многие ритейлеры, торгующие в сегменте товаров для ремонта и дома, сегодня корректируют свои планы по открытию новых магазинов и оптимизируют работы в уже существующих. Например, компания Leroy Merlin снизила количество планируемых к открытию в 2018 году магазинов со 100 до 80. Скорректировала свои планы по развитию и российская сеть строительных гипермаркетов формата DIY «Метрика».
«С другой стороны, спрос на небольшие земельные участки остается на прежнем достаточно высоком уровне, — сообщила Эвелина Ишметова. — Ряд крупных сетевых ритейлеров, торгующих в продуктовом и непродуктовом формате, заявили о запусках новых сетевых форматов продуктовых магазинов. Например, продуктовая сеть гипермаркетов «О’Кей» выводит новый бренд небольших магазинов «Фреш Маркет». Немецкая торговая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров OBI открывает продуктовые дискаунтеры под брендом Plus. «Азбука вкуса» делает ставку на молодежную аудиторию и приглашает в «Азбуку Вкуса Daily» за готовыми продуктами. Все эти форматы объединяют небольшие площади магазинов порядка 1200-1600 кв. м. и небольшие земельные участки от 0,4 до 0,6 га».
Что касается других игроков рынка небольших земельных участков, таких как АЗС, общепит и других, то свое развитие и спрос на качественные площади у них остались на том же высоком уровне, изменились лишь требования, предъявляемые к подготовке участка. «Сегодня будущие лендлорды хотят, чтобы участок был нужной категории и вида разрешенного использования, чтобы комплект документов был согласован, оборудованы пути подъезда на прилегающие улицы и магистрали. Поэтому наша задача подготовить участок таким образом, чтобы минимизировать временные затраты наших клиентов от заключения сделки до выхода на строительство», — сказал в заключение Михаил Маслов.