Верховная Рада Украины
до сих пор так и не смогла принять проект Закона Украины
"О прокуратуре", который
бы позволил ввести целый ряд европейских стандартов
по структуре, функциям и полномочиям
этого органа.
Зато Парламентом были
приняты отдельные законы, которые
идут вразрез с пожеланиями
европейских институций, а также вводят отдельные процессуальные институты, резко противоречащие практике
Европейского суда по правам человека.
В частности, Верховная Рада Украины
приняла Закон "О внесении изменений
в Закон Украины" О
прокуратуре "о создании военных прокуратур" (реестр. № 4446), который
позволит вновь возобновить деятельность
этих органов.
В этом контексте отмечу, что существование военных прокуратур было раскритиковано
Венецианской Комиссией и признано типичным подходом
советских времен, когда органы прокуратуры прежде занимались отслеживанием
действий административных органов государства (п.
21 Заключения CDL-AD (2009) 048 от 27 октября 2009 года).
В другом заключения
по проекту Закона "О прокуратуре", которым не предполагалось существование любых специализированных прокуратур, Венецианская Комиссия отметила,
что "такое изменение приветствуется,
поскольку упрощение системы должно лишить прокурорскую
систему целой структуры
военной прокуратуры, а также структур,
которые занимаются вопросами транспорта, охраны
окружающей среды и т.д.. Усложненная
структура унаследована от постсоветской системы и неоднократно была предметом
критики со стороны Европейского Союза "(п. 27
Заключения CDL-AD
(2012) 019 от 15
октября 2012 года).
Кроме того, не понятно, что мешает в системе прокуратуры Украины заниматься вопросами "специализации
прокуроров" вместо создания "специализированных прокуратур".
Если у соответствующей административно-территориальной единице Украины есть
потребность в военных прокурорах,
то можно в соответствующей обычной прокуратуре определить
прокуроров, которые будут заниматься
исключительно вопросами, связанными с военными преступлениями.
Однако не нужно для этого выстраивать отдельную вертикаль
органов, тратя средства
на помещение, материально-техническое обеспечение, повышенные гарантии и компенсации
для таких прокуроров и другие расходы, связанные с их образованием и деятельностью.
Также считаю, что
поскольку в соответствии с законом обеспечение военных прокуратур
охраной, транспортом, средствами связи, средствами индивидуальной защиты, огнестрельным оружием и другим имуществом
осуществляется Министерством обороны
Украины, то этот факт
поднимает вопрос о независимости таких военных прокуратур, поскольку фактически военный прокурор осуществляет
надзор за соблюдением законов в органе, от
которого он материально зависим.