Микроменеджмент Почему привлекает и когда работает?
17 февраля в бизнес-школе МИМ-Киев состоялась очередная встреча в менеджмент-кафе. Слушатели, выпускники МИМ-Киев, а также все, кто интересуется тенденциями современного менеджмента, обсуждали вопрос микроменеджмента и как он влияет на работу компании.
В качестве экспертов на заседание были приглашены преподаватели бизнес-школы: профессор кафедры менеджмента и экономики МИМ-Киев, д.ф.-м.н Вячеслав Покотило и консультант и руководитель отдела тренингов и консалтинга PCG к.э.н Александр Сударкин. Сторону бизнеса представлял слушатель вечерней МВА, директор ООО Торговый дом «ВИКАНТ» Олег Музиенко.
Менеджмент-кафе проходило в привычном для МИМовцев дискуссионном формате. Сначала свою точку зрения на предложенную тему высказали эксперты встречи:
По мнению Олега Музиенко микроменеджмент - это чрезмерное ручное управление, по принципу "слишком много хорошего тоже плохо". Для компании, которую он возглавляет, ручное управление - это не проблема, а чрезмерное ручное управление - это клиника вылечить, которую нереально. Микроменеджмент должен быть в компаниях, но какую роль он занимает в управлении зависит только от стадии развития компании. Если компания состоит из 20 человек, то ничего плохого нет в том, что руководитель знает каждый участок работы, уделяет внимание, углубляется в каждую тонкость, но если же компания достигла определенной стадии своего развития, насчитывает более 100 человек, то руководитель не в состоянии контролировать все, некоторые процессы нужно обобщать.
По мнению преподавателя МИМ-Киев Александра Сударкина микроменеджмент - это правильное поведение, которое может перерасти в дурную привычку. Микроменеджмент нужен, когда человек с которым общается руководитель, не знает свою работу, но он создает иллюзию того, что все под контролем. Если этой иллюзии дать развиться руководитель начинает "дышать над душой" своих сотрудников и тогда это перерастает в дурную привычку. Предотвратить это можно за счет обучения менеджменту, за счет показов того, как микроменеджмент может привести к снижению производительности и снижению контроля. Когда руководитель злоупотребляет микроменеджментом, то очень часто он сам для себя создает хаос с которым он сам не может разобраться. Он пытается решить маленькие проблемы, а получается так, что он делает большие ошибки, потому что не успевает все проконтролировать все.
Вячеслав Покотило отметил, что быть в ситуации, когда тобой тщательно управляют очень неприятно. Это когда тебе просто не доверяют: все время «дергают», говорят, что и как делать. Довольно часто микроменеджмент возникает в семьях и это нормальное явление. Микроменеджмент в компаниях - это слишком сложный тип управления. С точки зрения подчиненного - это страшное зло с которым надо бороться.
Прослушав выступления экспертов МИМовцы и гости бизнес-школы искали ответы на вопросы:
1. Что менеджеров привлекает в микроменеджментом и как можно избавиться от зависимости от "мелких" дел?
2. Когда микроменеджмент оправдан?
3. Называют ли менеджмент в таких случаях микроменеджментом?
4. Как соотносятся "микроменеджмент" и "эффективность"?
Целью обсуждения в менеджмент-кафе не ставилась задача выработки общего мнения. Но это и было бы невозможным, ведь должности участников, их опыт и склонность к микроменеджменту - были весьма различны. Каждому участнику было интересно услышать разные точки зрения и сделать для себя определенные выводы. Так, слушатель программы МВА (2015-2017), директор по маркетингу компании СП КБТ Алексей Шецко, говорил: «После менеджмент-кафе мне стало понятно, что такое микроменеджмент. Для меня - это выполнение задач лично, которые должны были выполнять другие люди, это мешать умным людям выполнять свою работу. Ранее такой термин не возникал у меня в работе, но сейчас я понял, что именно микроменеджмент присутствовал в моей работе управленца раньше и присутствует по сей день. Поэтому для себя я вынес несколько ближайших целей, которых нужно добиться. В частности планирую сократить микроменеджмент в своем стиле управления».