1. Аутсорсинг просроченной задолженности
Объем долгов, переданных банками коллекторам в первичном размещении за первые два месяца 2015 года, составил 73 млрд руб, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 57 млрд руб., а на 1 марта 2013 года составил 46 млрд руб.
Рост объемов первичных передач в 2015 г. вызван увеличением доли плохих долгов. По оценкам НСВ, просроченная задолженность физлиц (без учета ипотеки) за первые два месяца 2015 г. выросла на 8% до 670 млрд. руб. Доля просрочки за тот же период увеличилась с 8,1% до 9%. Последний раз на таком уровне она была зафиксирована на 1 декабря 2010 г.
За первые два месяца 2014 г. просроченная задолженность выросла на 12 % — с 400 млрд руб. до 448 млрд руб. Тогда ее доля увеличилась с 5,6 % до 6,1 %.
За год, с 1.03.2014 до 1.03.2015, прирост объема просрочки составил 50 % или 220 млрд руб.
По оценке НСВ, доля просроченной задолженности розничного сегмента без учета ипотеки по итогам 2015 г. вырастет до 9,5%. Объем просрочки к концу года может увеличиться на 25%. Рост объемов первого размещения может составить до 40%, что немного выше 36% в 2014 г.
Антон Дианов, управляющий директор Национальной службы взыскания: «Вероятно, доля просрочки в течение года вырастет еще на 5 процентных пунктов. Однако активного роста доли мы не увидим не из-за оздоровления розничного портфеля, а из-за прироста – хотя и скромного – его объема. Таким образом, рост выдачи несколько самортизирует рост доли просрочки.
С долгами, появившимися в 2015 г., будет гораздо сложнее работать. Еще в прошлом году банки повысили требования к заемщикам, и выход таких клиентов на просрочку обусловлен действительно серьезными причинами. Эти причины хорошо известны – это потеря работы, рост цен и т.д.
Такие «неопытные» должники имеют обыкновение скрываться от банков или коллекторов. Мы видим снижение контактности должников. С одной стороны, они не знают, как себя вести, а с другой – платить действительно нечем, поэтому должники не видят смысла в таком общении. Однако их позиция в корне не верна — сейчас, как никогда прежде, кредиторы готовы к уступкам. И на банках, и на физлицах за последний год негативно отразились одни и те же процессы. Поэтому многие кредиторы готовы идти навстречу должникам. Однако договориться об этом лучше на ранней стадии задолженности».
В данном обзоре не учитывается доля ипотечной задолженности в аутсорсинге, так как в работе коллекторов этот продукт составляет десятые доли процента. При этом доля просрочки по ипотеке составляет более 6 % от розничного портфеля. Поэтому, говоря об аутсорсинге, корректнее ее не учитывать.
2. Распределение передаваемой задолженности по типам кредитов
По сравнению с 1.03.2014 произошел значительный (на 20,6 процентных пунктов) рост объемов передачи задолженности по кредитным картам — на них пришлось 51,5 % аутсорсинга. Лидерство кредитных карт в структуре передач отражает ситуацию на розничном кредитном рынке в целом, где основной «точкой роста» является именно этот сегмент. Лидерство кредитных карт в структуре выдачи, а также высокий уровень кредитного риска в этом сегменте объясняют наиболее высокую вероятность просрочки по обслуживанию кредитных линий и, следовательно, дальнейшую передачу долгов в работу коллекторов.
На кредиты наличными пришлось 33,7 % передачи долгов, их доля снизилась за год на 14 п.п. 10,5 % пришлось на POS кредиты.
3. Портрет и характеристики должника
В структуре передач первичной задолженности в январе-феврале 2015 г. доля должников–мужчин составила 48 %, должников–женщин 52 %.
На долю женщин — должников в возрасте от 22 до 35 лет приходится 44 % задолженности, в то время как у мужчин на данную возрастную группу приходится 55 % долга. При этом на возраст 35-60 лет у женщин приходится уже 49 % долгов, тогда как у мужчин данной возрастной группы аналогичный показатель составляет 41 %. То есть мужчины склонны попадать в просрочку в более раннем возрасте, причем подобная тенденция наблюдается уже не первый год.
При этом среди долгов мужчин 62 % пришлось на кредитные карты, тогда как у женщин на них пришлось 59 %. Доля кредитов наличными у мужчин составила 19 % против 25 % у женщин. Данные по остальным продуктам примерно схожи.