- Современный мир крайне динамичен, изменяется общество, изменяется бизнес-среда, вместе с ними меняется и сама концепция бизнес-образования. Вы, как преподаватель бизнес-школы, должны одним из первых замечать эти изменения, ведь каждый раз в аудитории вы встречаетесь с людьми, непосредственно создающими эту новую реальность мира бизнеса. Расскажите о том, как меняются потребности слушателей бизнес-школы, и как это отражается на формате и особенностях современного бизнес-образования.
- Начиная работать в МИМ-Киев, я долго размышлял над оптимальным форматом бизнес-образования в целом, и содержанием своих курсов в частности. К тому моменту у меня уже был десятилетний опыт работы в маркетинговом консалтинге, порядка 300 проектов, реализованных для разных бизнесов на разных рынках. Был и опыт преподавания в КНУ им. Т. Шевченко. Но в бизнес-школе есть своя специфика. Каждый раз, начиная новый курс и заходя в аудиторию, я вижу реализовавших себя бизнесменов, управленцев, большинство из которых уже построили успешную карьеру или создали свой рентабельный бизнес. Разумеется, у них масса дел и текущих вопросов, которые нужно срочно решать. Операционная деятельность, как правило, занимает большую часть свободного времени и пространства, требует полной вовлеченности, и с каждым днем важность и срочность таких операционных задач только растет. И вот, в этот ответственный для карьеры и бизнеса момент они принимают решение «вырвать» себя из засасывающей операционки и пройти обучение в бизнес-школе.
- Что же заставляет их сделать такой шаг?
- Думаю, что в ответе на этот вопрос и кроется вся суть актуального бизнес-образования. Поскольку именно мотивы порождают формат. Ведь зачем нужно бизнес-образование успешному бизнесмену или управленцу? Возможно для того, чтобы начать более эффективно решать те задачи, которые они решали ранее. Но многие из них и так уже делают это достаточно успешно.
По моим наблюдениям, мотивы несколько другие. Есть определённые границы компетенций, в которых можно совершенствоваться. Совершенствоваться долго или быстро, но всегда до какого-то определённого уровня. Дальше приходит понимание, что ты уже лучший, и начинает становиться скучно: «ведь я уже все попробовал, никто не знает этот рынок лучше меня». Вот в этот момент самое время менять границу компетенций. Сделать это, находясь внутри уже работающей системы не так просто. Другими словами, если в старом доме жить стало тесно и неудобно, нужно думать о строительстве нового. А построить его изнутри старого невозможно. Разве что удастся поштукатурить существующие стены. Для нового дома нужно выходить на улицу и работать извне. Вот тут и помогает бизнес-образование. Обсуждая методики, инструменты и подходы из различных областей знаний (финансы, маркетинг, управление, аналитика и т.д) создаются возможности для снятия «зашоренности», появляются новые бизнес-идеи, формируется другое видение развития сферы своих личных интересов, бизнеса или системы управления.
- Что нужно для того, чтобы запустить этот процесс обновления системы взглядов и инструментов?
- Думаю, что поменьше сухого фактажа и побольше практики из различных областей и рынков. При подготовке материалов я определил для себя очень простое правило: если ты рассказываешь о какой-то методике или концепции – покажи пример того, как это уже сработало или может сработать. Если такого примера нет, значит, и нет смысла тратить на это время.
- Откуда вы черпаете примеры реального действия той или иной концепции/инструмента/методики?
- Помогает многолетний опыт работы в маркетинговом консалтинге в группе компаний Advanter Group. Это множество разноплановых проектов и исследований на более, чем 100 различных рынках товаров и услуг. Результат и наработки в этих проектах – это, безусловно, собственность заказника, а вот понимание специфики и механизмов работы различных бизнесов и рынков – это тот капитал, который можно использовать по своему усмотрению.
- Чем для Вас является преподавание в бизнес-школе?
- Преподавание – это своего рода хобби. Думаю, что нельзя стать хорошим преподавателем высшей школы и, тем более, бизнес-школы, владея только технологией и знанием теории вопроса. Важно иметь опыт и понимание того, как это работает на самом деле. А значит, нельзя заниматься только одним преподаванием, иначе будет просто не о чем рассказывать.
С другой стороны, нужно выходить за рамки своих компетенций. Для меня это возможность переключиться, поделиться своими наработками и идеями, и, что немаловажно, узнать множество новой информации. Ведь процесс обучения никогда не бывает одновекторным: слушатели программ узнают новую информацию от меня, а я – от них. В Украине еще осталась когорта преподавателей, которая пропагандирует подход «сидеть и слушать». Это, конечно, архаизм. Ведь книжки можно прочитать и дома. Нет никакого смысла пересказывать их содержание в аудитории. Поэтому гораздо эффективнее, чем сидеть и слушать – активно обсуждать и спорить.