О
предвосхищении в продажах, максимальной клиентоориентированности и бесперебойном
обучении, как основных критериях успеха современной компании, представители
«Школы Продашь!» поговорили с Еленой Акуловой, руководителем компании
«1С-Галэкс».
–
Елена, расскажите, как появилась компания «1С-Галэкс».
–
1С-Галэкс – это дочернее предприятие двух компаний, у нас два учредителя – это
НТЦ «Галэкс» (г. Барнаул) и «1С» (г. Москва). В 2003 году было принято решение
фирмой «1С», что в Барнауле должен быть дистрибьютор, так появились мы.
Изначально
у нас сложилось 2 направления деятельности: «дистрибуция» – работа по построению
партнерской сети 1С на территории Алтайского края и республики Алтай, и
«франчайзинг», то есть работа с конечными пользователями-клиентами.
–
Елена, можете поделиться, каких успехов достигла компания на текущий момент?
Начиналось же все с небольшого количества партнеров, а сейчас это уже серьезная
и масштабная партнерская сеть.
–
Если говорить об успехах дистрибуции, то это заслуга сотрудников отдела по
работе с партнерами. Когда мы начинали работать, было 3 партнера, потом 12, а на
сегодняшний день у нас более 100 партнеров по Алтайскому краю, республике Алтай,
республике Тыва.
Коллеги
из других регионов удивляются: маленький город и такое количество партнеров.
Думаю, дело в клиентоориентированности. Мы принципиально ищем партнеров, которые
занимаются не только 1С. Мы хотим, чтобы клиент, который обратился к партнеру
1С, мог купить все, что ему нужно в области IT-решений, в одном месте.
–
Существует такое мнение, что «1С Галэкс» – монополист в части 1С, это так? У вас
есть такое ощущение?
–
Скорее всего речь идет о франчайзинге. Да, наш франчайзинг – один из лидеров в
Барнауле, Алтайском крае. Но со многими своими партнерами мы работаем по
агентскому договору, то есть сопровождаем клиентов вместе, а часть клиентов (по
вопросам, которыми мы сами не занимаемся) передаем своим партнерам. Мне кажется,
очень важно, что мы сотрудничаем и договариваемся, а не
конкурируем.
Кроме
того, есть много компаний на рынке массового сопровождения 1С. Например, «Мэйпл»
– компания, с которой мы конкурируем и являемся партнерами одновременно. Я
считаю, что место на рынке есть всем. У нас нет цели – отбирать клиентов у
партнеров, есть цель – найти новых.
–
Что изменилось в продажах программного продукта «1С» за последние
годы?
–
Время продажи «желтых коробок» прошло. Сейчас появляются новые сервисы на рынке,
и здесь разворачивается основная конкуренция. Нужно делать акцент на
сопровождении и предложении необходимых сервисов клиенту, например, системы
электронной отчетности и документооборота.
–
Я так понимаю, что во франчайзинге изначально не было отдела продаж. Расскажите,
по какому принципу он строился, как работает, кто в нем работает, как
подбирались сотрудники?
–
Формировался отдел продаж «из своих», мы искали людей, которые отвечали нашим
требованиям, разделяли наши ценности, были бы готовы развиваться и расти с
учетом требований и изменений рынка.
Сейчас
основная работа сотрудников отдела сильно изменилась: раньше нам звонило такое
количество клиентов, которое мы не успевали обслуживать. А теперь нужно клиентов
именно искать! Искать клиентов и на продажу программных продуктов, и на
сопровождение.
Поэтому
мы постоянно учим отдел продаж «холодным» звонкам: как звонить, кому звонить,
что говорить, как продавать, как выявлять потребности, как коммерческое
предложение составлять и т.д.
И
на планерках обсуждаем много вопросов, связанных с продажами, вплоть до
индивидуального разбора ошибок. У нас сейчас ведется запись телефонных
разговоров с клиентами. Но мы ее используем не для того, чтобы следить за
персоналом, а чтобы была возможность разобрать процесс продажи,
проанализировать, что сделали не так, почему сделка не случилась, или наоборот,
отмечаем плюсы, что сработало, что необходимо взять на заметку всем
менеджерам.
–
Занимаетесь ли вы рекламой и маркетингом? Есть ли необходимость в рекламировании
своей компании и продуктов?
–
Наверное, продукты 1С – это не те продукты, которые по телевизору показал и все
пошли их покупать. Нужно учитывать много нюансов, далеко не всем подходит
какой-то один продукт. Прайс фирмы 1С – это почти 100 страниц наименований.
Мы
проводим много мероприятий для партнерской сети: это семинары рекламного
характера, обучающие тренинги, рассказываем, как работать с тем или иным
продуктом, для чего он нужен клиенту, какая выгода у партнеров продавать этот
продукт, рассказываем маркетинговые акции.
То
же самое мы делаем и для наших клиентов. Это бесплатные и платные семинары по
демонстрации продукции, единые семинары фирмы 1С, которые проводятся 3 раза в
год. Во время семинаров мы рассказываем, что нового появилось, какие изменения в
законодательстве произошли, как это отражено в программных продуктах. По сути
только так мы и рекламируемся, показывая, что из себя представляет наша компания
и сам продукт 1С.
Наша
задача – выстроить работу с клиентом так, чтобы не тушить пожар во время
отчетного периода, а планомерно выполнять работы, которые к моменту сдачи
отчетов позволят клиенту просто нажать кнопочку, сформировать отчет и отправить
его в контролирующие органы.
–
Знаю, что вы много времени уделяете вопросу обучения. А как руководитель вы
принимаете участие в обучении, осваиваете новшества?
–
Чтобы руководить, мне самой нужно разбираться во всех тонкостях. Возможности
любого нового сервиса, программного продукта я изучаю, вникаю. Прежде чем
внедрять новинки клиентам, мы сначала внедряем и все изучаем у себя, чтобы и с
клиентом, и партнерами было проще разговаривать.
Когда
нам партнеры говорят: «Не работает», мы чаще всего отвечаем: «Работает! Мы уже
попробовали!» или «Да, знаем, это не работает. Это будет исправлено в скором
времени». Только силами партнерской сети мы можем внедрить что-то конкретное, и
обратная связь с разработчиком, с фирмой 1С, будет оперативна. Поэтому я
разбираюсь в программных продуктах, люблю и сама учиться на тренингах и со
своими сотрудниками. Кроме того, мы стараемся регулярно проводить обучение
внутри компании.
–
А как вы оцениваете, что обучение прошло успешно?
–
Мы компания клиентоориентированная, это касается и дистрибуции, и франчайзинга.
Основной показатель для нас – это насколько клиент или партнер удовлетворен
нашей работой. Поэтому индивидуальное обучение или групповые тренинги
сотрудников проходят в регулярном режиме, без отрыва от производства.
Я
считаю, что любой продажник должен уметь именно формировать потребность у
клиента. Не выявлять, не ждать, когда клиент заявит, задаст вопрос. Хороший
продажник должен предвосхищать потребность клиента. И нужно постараться дать
клиенту немного больше, чем он ожидает, только тогда клиент захочет с нами
работать.
–
Что для вас важно в современной компании, на что следует обращать внимание, если
ты строишь партнерскую сеть, работаешь в крупном бизнесе? Есть ли какие-то
пункты, которые жизненно-необходимо соблюдать?
–
Пожалуй, в первую очередь необходимо уделять внимание команде! Мне кажется, что
в компании должен быть «золотой резерв» – те люди, на которых я могу опереться,
которые подстрахуют меня в любой ситуации, которые будут строить команду вместе
со мной. Это очень важно. Причем это люди, которые имеют желание помогать
клиенту!
–
Как далеко вы планируете? Есть планы на ближайший год или несколько
лет?
–
С учетом специфики нашей экономики, мы планируем на год, максимум на полтора. Из
ближайших целей, которые мы для себя определяем, – это охват большей части рынка
по сервисам, как в дистрибуции, так и во франчайзинге (1С-отчетность,
электронный документооборот и др.).
Сейчас
«рулят» облачные решения. У компании «1С» есть практически все программные
продукты в облаках. И мы уже сейчас готовы предложить такие сервисы нашим
клиентам. Еще наши цели – это оптимизация собственной работы, соответствие
актуальным требованиям IT-рынка, максимальная клиентоориентированность и
оперативность внутри и снаружи компании.
–
Какой совет могли бы дать читателям блога? На что обращать внимание в текущей
экономической ситуации?
–
Вкладывать финансовые и временные ресурсы в свое развитие и развитие
сотрудников. Проявляйте заботу о клиенте, и он всегда будет с вами!