«Все участники уехали [из Женевы] с надеждой на стабилизацию российско-американских отношений. Конечно, мы рассчитываем на то, что завтра будет лучше, лучше не только России и США, но и всему миру. Потому что от того, как поговорили наши президенты, о чем они договорились, зависит не только положение в России и США, но и во всем мире», — сказал он.
«Сегодня в первые часы своего пребывания в США в здании нашего посольства мы направили серию предложений американским коллегам о встречах, о необходимости серьезного разговора о том, как мы будем жить вместе. У нас нет другого варианта, [кроме] как жить, не ссорясь на этой планете. Потому что, как неоднократно говорил президент России Владимир Путин (Vladimir Putin), Россия и США несут особую ответственность за международный мир и безопасность. Мы должны сотрудничать, другого варианта нет», — отметил Анатолий Антонов.
Возвращение послов в столицы двух стран стало возможным по итогам встречи Владимира Путина и Джозефа Байдена (Joseph Biden). Благодаря этому стороны готовы запустить консультации и по другим вопросам дипломатического взаимодействия.
Кроме того, в ходе саммита в Женеве было заявлено о намерении начать двусторонние переговоры по стратегической стабильности.
«Недавнее продление Договора о СНВ является свидетельством нашей приверженности контролю над ядерными вооружениями. Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Для достижения этих целей Россия и США в ближайшее время запустят комплексный двусторонний диалог по стратегической стабильности, который будет предметным и энергичным. Посредством такого диалога мы стремимся заложить основу будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков», — говорится в совместном заявлении президентов России и США.
Анализируя результаты встречи на высшем уровне, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, специализировавшийся на военно-политических и разведывательных вопросах, член правления американской Ассоциации по контролю за вооружением Грег Тельман (Greg Thielmann) назвал прошедший саммит критически важным для стабилизации двухсторонних отношений.
«Обсуждения были построены таким образом, чтобы предоставить возможность для откровенного и прямого разговора за закрытыми дверями о причинах напряженности в отношениях между США и Россией. При этом саммит заверил общественность обеих стран в том, что государства инициировали содержательные контакты на высоком уровне», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
По его словам, публичное подтверждение того, что «в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана», станет важным ориентиром для последующих дискуссий.
«Приверженность «комплексному двустороннему диалогу о стратегической стабильности» подразумевает, что никакие серьезные опасения, высказываемые обеими сторонами, — будь то стратегическое использование противоракетной обороны, новых систем ядерного оружия, высокоточных неядерных вооружений или кибероружия, — не будут сняты с обсуждения», — отметил Грег Тельман.
На его взгляд, запуск переговоров о стратегической стабильности будет иметь большое значение для налаживания двустороннего взаимодействия государств.
По мнению экс-сотрудника Госдепартамента, такие оценки прошедшей встречи, которые прозвучали со стороны лидеров стран, — в частности, Джо Байден сказал, что ее «тон [...] был хорошим, позитивным», а Владимир Путин заявил, что «разговор был весьма конструктивен», — «служат позитивным предзнаменованием для обещанного усиления диалога на более низких уровнях».
Американский физик-ядерщик, экс-советник Белого дома по вопросам безопасности, профессор Принстонского университета Франк фон Хиппель (Frank von Hippel) также положительно оценил итоги встречи в Женеве, выразив надежду на расширение взаимодействия сторон в обозримой перспективе.
«Встреча лидеров России и США прошла конструктивно. Надеюсь, что мы сможем вернуться к сотрудничеству по глобальным проблемам», — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что одной из важнейших тем для переговоров Москвы и Вашингтона является вопрос о ядерной безопасности, актуальный для всех государств мира.
«Хочу верить, что мы сможем начать серьезные обсуждения по достижению договоренностей, которые уменьшат опасность случайной ядерной войны и выведут нас на путь дальнейших ядерных ограничений и сокращений ядерных арсеналов, в том числе Китая, Франции и Великобритании», — отметил Франк фон Хиппель.
В свою очередь научный сотрудник факультета политологии в университете Торонто Райан Херл (Ryan Hurl) высказал мысль о том, что внешняя политика США в некоторой степени является разделительной линией во внутренней политике страны.
«Насколько важно то, что политические объединения в США готовы цинично использовать международную политику в нескончаемой погоне за политическим преимуществом? Трудно сказать, хотя я думаю, что это подрывает доверие, в частности, к политическим партиям и журналистам», — пояснил эксперт.
Вместе с тем, на его взгляд, оценить результаты переговоров Владимира Путина и Джо Байдена, как и любых других подобных встреч, довольно сложно.
«Для американского народа цель внешней политики в XXI веке должна заключаться в том, чтобы освободить США от внешнеполитических обязательств и проектов, которые угрожают нарушить международный порядок, а также от обязательств и проектов, уходящих корнями в ностальгию по XX веку и связанных с оторванным от реальности мнением о необходимости американского первенства в XXI веке. Я думаю, есть признаки того, что администрация Байдена принимает этот факт и поэтому готова добиваться согласия с Россией», — сказал Райан Херл.
Между тем старший научный сотрудник Института Брукингса, обозреватель журнала The National Interest Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) назвал встречу лидеров полезной.
«Что касается конкретных политических идей, ограничения на кибератаки могут быть наиболее многообещающей областью будущих обсуждений. Мы увидим это уже в ближайшие месяцы», — предположил эксперт.
Он также признался, что сначала скептически относился к идее переговоров, однако изменил свое мнение после саммита.
«Теперь я решил, что Байден продемонстрировал твердое понимание своей повестки дня, а также реалистично представлял то, чего можно достичь в ходе встречи. При этом Путин был относительно неконфронтационным. Так что саммит можно назвать многообещающим», — отметил Майкл О’Хэнлон, добавив, однако, что большим упущением встречи было недостаточное внимание к новой архитектуре безопасности в Восточной Европе, включая Украину.
По словам заслуженного научного сотрудника Совета по международным отношениям Томаса Грэма (Thomas Graham), саммит в Женеве ознаменовал собой небольшое ослабление напряженности в американо-российских отношениях, которая достигла опасного уровня с момента вступления Джо Байдена в должность президента.
«Тем не менее нельзя сказать, что отношения перезапустились. В обозримом будущем они останутся конфронтационными. Разногласия по поводу принципов мирового порядка, региональных конфликтов и ценностей слишком велики, чтобы это было иначе», — пояснил эксперт.
Он разделил мнение о том, что самой значимой договоренностью стало намерение начать отдельные переговоры по стратегической стабильности и кибербезопасности.
«Это сложные вопросы, и прогресс вряд ли гарантирован, но долгосрочное улучшение отношений сторон невозможно без соглашения по контролю над вооружениями и утвержденного кодекса поведения в киберпространстве. [...] Таким образом, крайне важно добиться конкретных результатов и снизить напряженность в этой критически важной области», — сказал Томас Грэм.
«В остальном встреча позволила двум лидерам изложить свои интересы, ожидания и обозначить зону «красной черты», которую стороны преодолевать не готовы. Несмотря на то, что серьезные разногласия остаются, такие откровенные переговоры могут снизить риск недопонимания и неправильных представлений, способных привести к конфликту, которого не желает ни одна из сторон», — резюмировал эксперт.
ИА «PenzaNews»