Он будет действовать до тех пор, пока в Минюсте не завершится обзор политики ведомства в отношении высшей меры наказания.
«Министерство юстиции должно обеспечить каждому в федеральной системе уголовного правосудия не только соблюдение прав, гарантированных конституцией и законами США, но и справедливое и гуманное обращение. Это обязательство имеет особую силу в делах о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь», — указывается в меморандуме, подписанном Мерриком Гарландом.
Как отмечается в сообщении, опубликованном на сайте Минюста, предыдущая администрация внесла ряд изменений в политику и процедуры применительно к смертной казни. Нынешний глава ведомства распорядился провести обзор данных действий и изучить принятое в 2019 году дополнение к федеральному протоколу о смертных казнях с целью оценить, помимо прочего, «риск боли и страданий, связанных с использованием пентобарбитала». Кроме того, как ожидается, будет проведена проверка изменений от ноября 2020 года, в результате чего был расширен список допустимых способов казни. Как долго продолжится обзор, не уточняется.
Смертная казнь на федеральном уровне в США не проводилась с 2003 по 2020 год. В то же время власти штатов могли самостоятельно назначать и проводить ее. На данный момент смертная казнь запрещена в 23 штатах.
В 2019 году Уильям Барр (William Barr), занимавший тогда должность министра юстиции – генерального прокурора США, возобновил практику применения высшей меры наказания в отношении преступников, осужденных на федеральном уровне. В результате в прошлом году впервые в американской истории число казней, проведенных федеральными властями за год, превысило этот показатель по сумме всех штатов. Так, всего в стране были казнены 17 человек, из них 10 — на федеральном уровне.
Анализируя решение, принятое новой администрацией, директор отдела исследования смертной казни Оксфордского университета Кэролайн Хойл (Carolyn Hoyle) обратила внимание на то, что Джо Байден (Joseph Biden) стал первым президентом США, который во время своей предвыборной кампании пообещал упразднить на федеральном уровне смертную казнь.
«Даже с учетом того, что [45-й президент США Дональд] Трамп (Donald Trump) увеличил количество казней на федеральном уровне в течение последних шести месяцев своего президентства, число смертных приговоров, вынесенных в США, упало с более чем 300 в середине 1990-х годов до 17 в 2020-м», — напомнила эксперт.
Она подчеркнула, что полностью поддерживает введенный мораторий на смертную казнь и выразила надежду на отмену данного вида наказания в США де-юре.
«В последние десятилетия мы стали свидетелями растущего международного консенсуса в отношении границ государственного наказания — особенно для тех, кого считают уязвимыми. Хотя права человека, особенно право на жизнь, являются движущей силой отмены смертной казни, в частности в Европе, они также способствуют введению прогрессивных ограничений на исполнение смертных приговоров и продвигают процедуру справедливого судебного разбирательства для государств, сохраняющих смертную казнь, и право не подвергаться жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство наказаниям», — сказала Кэролайн Хойл.
«Все эмпирические доказательства показывают, что бедные, темнокожие и те, кто уязвим из-за плохого психического здоровья, с большей вероятностью будут приговорены к смертной казни. Более того, бывало, что ни в чем не повинные люди были приговорены к смертной казни и казнены, несмотря на то, что в США действует сложный и достаточно тщательный процесс проверки после вынесения приговора», — добавила она.
По ее словам, последние три десятилетия стали беспрецедентными с точки зрения отмены смертной казни.
«Из 193 государств-членов ООН 107 стран законодательно отменили смертную казнь за все преступления, а еще восемь стран — за общеуголовные преступления. Более того, 72% всех стран мира отменили смертную казнь законодательно или на практике. Многие государства, сохраняющие смертную казнь, указывают на Соединенные Штаты в поддержку своей собственной позиции, и поэтому жизненно важно, чтобы США стали бы для них примером», — сказала эксперт.
По ее мнению, отмена смертной казни на федеральном уровне способствовала бы постепенному полному отказу от данного вида наказания в США и во всем мире.
«Те, кто совершает самые ужасные преступления, должны быть наказаны, и их наказание должно соответствовать преступлению. Однако возмездие должно быть соразмерным: суровое наказание за серьезные преступления. Это не означает «смерть за смерть». Долгое или пожизненное тюремное заключение за убийство соразмерно и уместно. Кроме того, это позволяет пересматривать дела, если обнаруживаются новые доказательства неправомерного осуждения. При этом пожизненное заключение должно назначаться в дискреционном, а не обязательном порядке. У комиссии по условно-досрочному освобождению всегда должна быть возможность пересмотра [приговора] после соответствующего срока тюремного заключения [...] по мере изменения характеристики заключенного и его опасности для общества. Другими словами, я не поддерживаю замену смертной казни на пожизненное лишение свободы без возможности условно-досрочного освобождения», — пояснила Кэролайн Хойл.
Председатель комитета по смертной казни секции гражданских прав и социальной справедливости Американской ассоциации юристов (ABA), специальный советник компании Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom Рональд Табак (Ronald Tabak) также заявил, что поддерживает введенный в США мораторий.
«Администрация Трампа, казнившая за последние месяцы пребывания у власти 13 приговоренных к смерти заключенных, подтвердила, что смертные приговоры на федеральном уровне выносятся неправомерно и непредсказуемо. Вопрос о том, будет ли смертная казнь назначена и фактически приведена в исполнение по делу на федеральном уровне, в меньшей степени зависело от того, насколько морально виновным был обвиняемый, и гораздо в большей — от поведения обвинения и качества или отсутствия адвоката защиты», — сказал он.
«Если проанализировать все исполненные на федеральном уровне смертные приговоры с точки зрения принятого Американской ассоциации юристов в феврале 1997 года постановления, призывающего к мораторию на смертную казнь при невыполнении нескольких определенных требований ABA, становится очевидным, что такой мораторий должен сохраняться», — добавил Рональд Табак.
Более того, на его взгляд, мораторий на казни должен быть введен во всех юрисдикциях США, где пока не отменена смертная казнь.
Заслуженный профессор государственного университета Огайо в Колумбусе Джон Куигли (John Quigley) разделил мнение о том, что мораторий стоит распространить на все штаты.
«Губернаторы имеют право отменять смертные приговоры на местах. В ряде штатов такие приговоры были заменены всем заключенным, приговоренным к высшей мере наказания», — сказал эксперт.
Кроме того, по его словам, смертная казнь не является эффективным наказанием за совершенное преступление.
«Защита населения может быть гарантирована и без смертной казни», — подчеркнул Джон Куигли.
Между тем профессор права в юридической школе Городского университета Нью-Йорка Джеффри Кирчмайер (Jeffrey Kirchmeier) назвал введенный на федеральном уровне мораторий хорошим, но недостаточным шагом.
«Мораторий на данный момент просто прекращает казни, при этом люди остаются в камерах смертников, а прокуратура все еще имеет право сажать в такие камеры новых людей», — уточнил он.
«Президент Байден и другие признали, что применение смертной казни сопряжено с проблемами. Так, в частности, применяемое наказание может быть несправедливым или несопоставимым [с совершенным преступлением], методы казни могут привести к чрезмерным страданиям, смертная казнь не приносит обществу каких-либо преимуществ, которые отличались бы от применения тюремного заключения. Вместе с тем сам факт убийства правительством своих граждан, которые больше не несут никакой угрозы для общества, представляет собой устаревший и бесчеловечный подход в XXI веке», — отметил Джеффри Кирчмайер.
На его взгляд, от приостановления казней на федеральном уровне стоит перейти «к полной отмене такого вида наказания, как это сделали многие штаты».
Эксперт напомнил, что в последние десятилетия во всем мире, в том числе в Соединенных Штатах, наблюдается тенденция к отказу от смертной казни.
«Я согласен с тем, что эта тенденция должна сохраниться и что другие страны и штаты США, которые все еще используют судебный процесс для убийства граждан, должны продолжать отказываться от смертной казни. Часто первым шагом правительства является введение моратория на казни, а затем, увидев, насколько это наказание ненужно, правительство может принять меры к полной его отмене», — сказал Джеффри Кирчмайер.
В свою очередь заместитель директора по американским программам правозащитной организации Human Rights Watch Лора Питтер (Laura Pitter) считает введение моратория важным шагом в правильном направлении.
«Однако мы призываем администрацию президента США Джо Байдена пойти дальше, заменив все федеральные смертные приговоры и побудив штаты последовать этому примеру», — отметила правозащитница.
По ее словам, вынесение смертных приговоров в США сопряжено с произволом, расовым неравенством и ошибками.
«С 1973 года из камер смертников были освобождены 185 человек, впоследствии признанных невиновными. Многочисленные исследования за последние несколько десятилетий выявили устойчивые модели расового неравенства в судах, выносящих смертные приговоры, причем с гораздо большей вероятностью такие приговоры получают темнокожие люди, особенно если жертва — белый человек», — сказала заместитель директора HRW.
По ее мнению, смертная казнь должна быть отменена повсеместно.
«Международное право в области прав человека признает достоинство и равные и неотъемлемые права всех людей, включая даже тех, кто совершил ужасные преступления. Оно запрещает пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды наказания. Human Rights Watch считает, что эти права несовместимы со смертной казнью — бесповоротной формой наказания, уникальной по своей жестокости», — резюмировала Лора Питтер.
ИА «PenzaNews»