Не так давно был опубликован так называемый «антирейдерский» пакет поправок в корпоративное законодательство. Теперь президентский совет по кодификации законодательства предлагает усложнить процедуру регистрации компаний, а именно проверять содержание учредительных документов и изменений вносимых в них. А реестр юридических лиц должны вести не налоговые органы, а арбитражные суды или органы юстиции.
ЕГРЮЛ – это единый реестр юридических лиц, содержащий основные сведения обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ. ЕГРЮЛ - федеральный информационный ресурс. В настоящее время, ведение ЕГРЮЛ осуществляет регистрирующий орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об Уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" на налоговые органы с 01 июля 2002 г. возложены функции государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, еще в 2002 году полномочия по ведению ЕГРЮЛ были переданы от органов юстиции к налоговым инспекциям. При регистрации организаций или внесения изменений в сведения относительно юридических лиц налоговики не проводят экспертизу документов, ограничиваясь проверкой наличия необходимого пакета документов. Срок проведения регистрационных действий ограничен пределами в пять дней.
Новая концепция, предлагаемая президентским советом заключается в изменении порядка внесения данных в ЕГРЮЛ. Авторы концепции считают, что необходимо исследовать законность сделок с акциями, долями, проверять содержание учредительных документов и корпоративных решений в целом.
«Такой подход к внесению данных в ЕГРЮЛ является вполне ожидаемым и необходимым в настоящее время», - поясняет Анастасия Галстян, руководитель судебного департамента Юридической группы «Верховный СоветЪ».
На экономическом пространстве РФ не прекращаются «корпоративные войны». Зачастую владельцы компаний узнают об изменениях в ЕГРЮЛ, когда уже идет судебный спор о полномочиях руководителей и участников фирмы или когда активы предприятия уже неоднократно выведены.
Корпоративный конфликт в широком смысле можно определить как действия, направленные на завладение акциями, долями, активами в организации или установление контроля над такой организацией (путем банкротства, договоренности с менеджерами и т.д.). В случае если реализация такой схемы сопровождается злоупотреблениями или противоправными действиями, можно говорить о корпоративном захвате. Анализируя опыт прошедших лет, можно сделать вывод об актуальности и целесообразности использования такого способа защиты, как «комплексный» иск в отношении корпоративных захватов, т.е. иск, в котором на рассмотрение суда в рамках одного процесса выносится вся ситуация в целом (в т.ч. незаконные решения налогового органа), а не отдельные ее элементы», поясняет Галстян Анастасия руководитель судебного департамента Юридической группы «Верховный СоветЪ».
Для сокращения сроков регистрации, в концепции предлагается ввести типовые уставы, которые будут регистрироваться без правовой экспертизы.
«Такие типовые уставы, дополнения к ним вполне верная идея, но предлагаемая экспертиза документов может лишь затянуть регистрацию, которая уже в настоящее время выходит за пределы установленного пяти дневного срока», отмечает эксперт.
К тому же реальную «помощь» принесут тщательные проверки паспорта и полномочий заявителей, представляющие документы на регистрацию. Конечно, указанные дополнительные проверки не оградят от всех возможных злоупотреблений, но могут усложнить процедуру внесения сведений в ЕГРЮЛ.
«Так, один из корпоративных захватов крупной строительной компании, юридическое сопровождение, которого осуществляли сотрудники компании «Верховный СоветЪ», можно было бы предотвратить простой проверкой налоговым органом документов заявителя», отмечает Анастасия Галстян.
Авторы концепции предлагают передать функции по регистрации юридических лиц в органы юстиции, а затем арбитражным судам. Такой подход объясняется тем, что ведение ЕГРЮЛ требует необходимой юридической квалификации.
«Полагаю, что в налоговых органах достаточно сотрудников с необходимым образованием, нужно лишь понимать последствия вносимых изменений и соответственно проводить правовые экспертизы документов, представляемых для регистрации данных в ЕГРЮЛ», отмечает эксперт компании «Верховный СоветЪ».