Основными факторами
роста рынка автокредитования в РФ в
последние годы являлись рост благосостояния населения, а также благоприятная
макроэкономическая ситуация, которая
позволяла банкам регулярно улучшать условия выдачи автокредитов. Однако
экономический кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и
замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборотов
рынка автокредитования уже во второй половине 2008 года.
На протяжении
2006-2008 гг. автокредитование являлось основным локомотивом роста российского
авторынка. Но осенью 2008 года на рынке достаточно сильно изменилась ситуация.
Банки начали повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а
впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. В начале 2009 года ситуация в
лучшую сторону не изменилась. Если летом 2008 года практически каждый второй
автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств, то в первой
половине 2009 года с использованием кредитов приобретали лишь 10-15% машин.
Средние ставки за последний квартал 2008 – первое полугодие 2009 г. выросли в
2-2,5 раза - с 12-14% до 25-30% годовых, а в некоторых банках доходят до
35-40%. Многие банки вообще свернули свои программы автокредитования, либо
свели их к минимуму. Ряд крупных банков сейчас лишь обслуживает ранее выданные
кредиты.
В целом за первое
полугодие 2009 года из-за снижения платежеспособности населения и ужесточения
условий кредитования продажи автомобилей в России сократились почти в два раза.
А доля продаж в кредит снизилась с 40% до 20-25%.
По оценке DISCOVERY Research Group
в 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил порядка $ 20 млрд.
(рост - 35% по сравнению с 2007 годом). В 2009 ожидалось падение рынка почти в
четыре раза до $ 5,6 миллиарда.
Дальнейшее развитие
ситуации во многом будет зависеть от того, каким образом будет происходить
выход из кризиса.
Отчет, подготовленный
агентством DISCOVERY Research Group, включает в себя текущую характеристику
автомобильного рынка России, описание его структуры и финансовой емкости. В
разделе, посвященном непосредственно автокредитованию, приведена оценка
текущего состояния рынка и его структура, показана динамика развития, рассмотрены
типовые варианты автокредитов, приведены конкретные программы автокредитования
различных банков, а также собственные программы автопроизводителей.