В 2009 году оборот розничной торговли
составил 14516,9 млрд. руб. Оборот розничной торговли продовольственными
товарами по итогам 2009 года составил 7062,4 млрд. руб. В целом за год оборот
розничной торговли продовольственными товарами составил 97,5% к уровню 2008
года. Однако в течение года наблюдался постепенный рост оборота в денежном выражении.
Сектор продуктового ритейла в 2009 году оказался в наиболее выигрышном положении, особенно дискаунтеры. Розничные сети сумели удержать обороты и даже нарастить продажи. Им, конечно, пришлось сокращать торговые позиции, предлагать скидки, устраивать распродажи, а также сокращать инвестиционные программы и урезать издержки на персонал. Но тем не менее, затраты на продукты сокращаются в последнюю очередь.
По мнению аналитиков, снижение
реальных доходов населения и ухудшение показателей потребительской уверенности
в условиях экономического кризиса обусловило не только сокращение потребления
продовольственных товаров, но и изменение структуры потребления по России в
целом.
Некоторые потребители разочаровались в
сетевых магазинах, которые оказались неспособны обеспечить действительно низкие
цены, и переориентировались на приобретение продовольственных товаров на
рынках. Однако такие переориентировавшиеся покупатели остаются в меньшинстве и
доля продаж крупнейших ритейлеров растет: с каждым годом увеличивается доля
крупных сетей. Доля сетей в организованной торговле выросла с 28,3% в декабре
2008 года до 30,5% в декабре 2009 года, а две трети ритейлеров в 2009 году даже
увеличили рублевую выручку.
По прогнозу Министерства
экономического развития, в 2010 году ожидается рост оборота розничной торговли
в размере 2,1% по сравнению с 2009 годом, в 2011 году - рост на 3,2%. В 2012
году также, согласно прогнозу, будет такой же рост, как и в 2011 году, - на
3,2%.
В новых условиях больше шансов у
магазинов низкой и средней доступности. Поэтому, например, X5 Retail Group в
большей степени развивает сеть «Пятерочка», нежели «Перекресток».
Российский рынок по прежнему
интересует западных игроков. По оценкам экспертов, РФ занимает десятое место в
числе стран, наиболее привлекательных для развития ритейла.