14 апреля 2010 года в пресс-центре ИА «Украинские новости»
состоялась пресс-конференция «Украинский кондиционерный рынок: итоги-2009,
прогнозы-2010».
Во время пресс-конференции директор
компании ЛИКОНД Владимир Степура озвучил итоги кондиционерного рынка за 2009
год и прогнозы на 2010.
Вторая половина 2009 - начало
2010 для кондиционерного бизнеса прошли
под знаком кризиса. Продажи оборудования значительно снизились: если сравнивать
ситуацию с 2008 годом, то рынок существенно сократился. По оценкам ЛИКОНД, речь
идет о количественном сокращении почти на 70%.
По оценкам ЛИКОНД, в 2009 году объем
украинского рынка в сегменте кондиционеров бытовой и легкой коммерческой серии
упал до 125 000 единиц техники. Доля сегмента промышленных и полупромышленных
кондиционеров в 2009 году составила около 30 % в общем объеме проданного оборудования.
Ситуация по различным ТМ и группам
оборудования отличается. В первую очередь снизились продажи кондиционеров
эконом-сегмента – примерно на 70% (до кризиса именно этот сегмент занимал
«львиную» долю кондиционерного рынка). Поэтому перед компаниями, которые
занимались таким оборудованием, всё ещё стоит проблема затоваривания складов
нераспроданной техникой, которая впервые возникла еще в 2008 г. В связи с этим обострилась ценовая
конкуренция, так как давление складских запасов заставляет снижать цену на
оборудование. Премиум-сегмент менее чувствителен к кризисным воздействиям,
поэтому тут снижение продаж меньше (около 60 %).
Среди основных проблем рынка
кондиционеров воздуха в 2009 году можно назвать следующие:
1.
Снижение спроса на оборудование из-за ухудшения покупательской способности и
общей экономической ситуации.
2.
Затоваривание складов нераспроданной техникой.
3.
Обострение ценовой конкуренции.
4.
Ухудшение финансовой дисциплины и др.
В то же время, по итогам 2009 года
можно констатировать, что значительного сокращения количества компаний, занятых
в кондиционерном бизнесе, не произошло. Совсем слабые фирмы с неразвитой
инфраструктурой прекратили свое существование еще в конце 2008 года – как
только появились первые признаки кризиса. Сейчас количество компаний
существенно не изменяется – операторы рынка по-разному приспособились к новым
условиям.
При этом, значительно сократилось
количество специалистов, занятых в кондиционерном бизнесе. За 2008 -2009 год их
количество уменьшилось на 20-30 %. Причем, эта тенденция в большей степени
коснулась компаний, которые занимались установкой кондиционерного оборудования (монтаж,
инсталляция).
Компании применяют различные способы
снижения расходной части своего бюджета. Большинство операторов рынка в 2009
году старались оптимизировать отношения с
производителями и поставщиками, чтобы снизить себестоимость техники. Крупные
компании-поставщики ведут диалог о снижении закупочной цены на оборудование,
изменении сроков и условий кредитования (если есть такая возможность).
В 2009 году, по сравнению с 2008,
из-за существенного сокращения объемов продаж кондиционеров и обострения конкуренции, цены на все группы кондиционерного
оборудования снизились на 10-20 %. При этом производители кондиционерного
оборудования какого-либо масштабного снижения цен на производимую продукцию не
производили. Поэтому, достигнув в настоящий момент ценового дна, в дальнейшем
цены на кондиционеры уже не будут снижаться (бытовой сегмент), или могут даже немного подрасти на 5-10 %
(полупромышленный сегмент).
Многие кондиционерные компании
диверсифицировали свой бизнес. В первую очередь сместили акценты в своей
деятельности на смежные виды – отопительный и вентиляционный, которые
пострадали от кризиса в меньшей степени.
Специалисты ЛИКОНД считают, что один
из путей оптимизации бизнеса – это дальнейшее развитие компании, формирование
предложений, которые качественно отличают ее в данном городе/регионе, или же сегменте. Речь идет, в первую очередь,
о системах, использующих альтернативные источники энергии и системах с высокими
показателями энергоэффективности, поскольку на украинском климатическом рынке в
сегменте такого оборудования конкуренция
намного меньше. Компания ЛИКОНД, как официальный партнер DAIKIN в Украине, как
раз и предлагает продукцию, которую инсталляционные компании могут
использовать, чтобы позиционировать себя на рынке, выделиться из общей массы климатических
компаний.
Что касается компании ЛИКОНД, то в
2009 году были изменены некоторые акценты в работе: индивидуализация работы с партнерами и расширение сервисного
направления.
Индивидуализация работы с клиентами
продиктована ужесточившейся конкуренцией на кондиционерном рынке. Сервисное же
направление сегодня тоже приносит свою отдачу, поскольку в кризис появилось
много некачественных монтажей и - как результат - много работы по устранению этих
неполадок.
В целом, по оценкам экспертов
ЛИКОНД, кризис на украинском рынке климатического оборудования был более
ощутим, чем в Европе, поэтому период стабилизации тоже будет длиться дольше,
чем на Западе. По прогнозам специалистов компании, на украинском рынке
кондиционеров в начале 2010 года падение будет продолжаться и может составить
до 20%. Стабилизацию следует ожидать во второй половине 2010 года. Рост
начнется уже в 2011, но он не будет столь стремительным, как до кризиса.
Главным фактором стабилизации
климатического рынка станет улучшение общей экономической ситуации в стране,
что будет способствовать увеличению инвестиций.
Фактор погоды, главным образом, будет определяющим для продаж бытовых
сплит-систем, которые и ранее отличались выраженной сезонностью продаж.
По прогнозам специалистов ЛИКОНД,
количество операторов рынка в 2010 году останется практически без изменений. Проявится
профессионализм специалистов на всех уровнях, произойдет переоценка репутации
компаний и перераспределение долей рынка.
Также ожидается еще большее
обострение ценовой конкуренции, поскольку ощутимым остается давление складских
запасов, которые нужно распродать, а также давление со стороны заказчика,
который также требует снижения цены. И все это на фоне удорожания кредитных
ресурсов.
Ощутимой тенденцией в 2010 году
будет более жесткая финансовая дисциплина по всей маркетинговой цепочке:
заказчик (особенно бюджетные организации) – инсталляционная компания –
поставщик – производитель.
В поставках оборудования более
жесткие требования будут предъявляться к планированию закупок: качеству и
точности планирования (как по количеству, так и по ассортименту оборудования).
Кроме того, из-за увеличения
количества некачественных монтажей сервисная составляющая получает значительную
базу на будущее.
Поскольку промышленной гамме
кондиционерного оборудования понадобится больше времени для восстановления, то
рынок в ближайшее время, главным образом, будет подпитывать бытовой сегмент.
15 апреля 2010 г.
За дополнительной
информацией обращайтесь:
компания ЛИКОНД
тел.
(044) 238-61-21, факс (044) 238-61-20
http://www.leacond.com.ua