Экспертные оценки объема рынка по итогам 2009 г. составляют примерно $560
млн., под влиянием кризиса рынок просел на четверть. Три четверти компаний-заказчиков
урезали расходы на обучение персонала в 2009 году, причем снижение составило
порядка 30-45%. Половина компаний планирует обращаться к услугам тренинговых
компаний в течение 2010 года.
Основная тенденция прошедшего года – мировой финансовый кризис, который
оказал существенное влияние на рынок бизнес-тренингов. Под влиянием кризиса
происходит снижение затрат компаний на бизнес обучение своего персонала, те же
компании, которые и в тяжелой экономической ситуации отправляют своих сотрудников
на различные бизнес-тренинги, стали снижать расходы и, соответственно, стали
уделять большее внимание ценам бизнес-курсов, которые предлагают различные
бизнес-школы. Эту тенденцию отмечают многие участники рынка, как представители
бизнес-школ, так и те компании, которые в этом году прибегали к
бизнес-тренингам.
По имеющимся данным, до 50% компаний снизили цены на бизнес-тренинги в
2009 г. Ощутимо заметно уменьшение разброса цен: сейчас цены на примерно
одинаковые по содержанию бизнес-тренинги в разных компаниях находятся примерно
на одном уровне, в отличие от докризисной ситуации.
Изменились требования к качеству тренингов: в настоящее время заказчиков
больше интересует высокая отдача и результативность тренинга.
Больше чем в два раза увеличилось количество компаний, которые отдают
предпочтения неаудиторным методам обучения, таких как action learning,
стажировки на рабочем месте, коучинг и т.д. Многие эксперты отмечают растущий
спрос на сокращенные по времени (однодневные или даже несколькочасовые)
тренинги
Переход от индивидуального обучения к обучению команд – это еще одна
характерная тенденция последнего времени. Одна из самых перспективных тенденций
— переход на е-learning и внедрение самообучения.