Как минимизировать затраты на PR-кампанию, а возможно и не платить за PR вообще? Раскрываем секреты разумного PRодвижения!
Сегодня на украинском рынке B2B любой PR является платным. Как говорится - за информацию нужно платить. И это – бесспорно! Платит тот, кто заинтересован в ней больше всего. Конечно, если информация "сенсационная" и повышает рейтинг СМИ, редакция сама заинтересована в ней. Но речь пойдет о рынке B2B. А в бизнес-среде с ошеломляющими известиями положительный имидж вряд ли можно завоевать - скорее, наоборот. Вот и получается, что такие события являются явно "высосанными из пальца" и не составляют интереса для СМИ. Как же быть в такой ситуации? Ответ очевиден - платить и за деньги регулярно появляться в источниках информации.
Но тогда это уже вряд ли назовешь PR-ом в его классическом понимании. Скорее это будут обычные заказные рекламные статьи. Даже расценки на них есть в каждом СМИ.
Что же получается, бесплатного PR-а нет для рынка B2B?
С этим вопросом мы обратились в pr агентство Центр маркетинговых технологий, которое работает на рынке pr-услуг с 2006 года и занимается профессиональным pr. Попытаться разобраться в этом вопросе нам помогла руководитель проектов pr агентства Центра маркетинговых технологий, Елена Пищалова.
Елена, неужели весь PR на рынке B2B я является платным?
Мы, как pr агентство, можем подтвердить тот факт, что большинство компаний, работающих на рынке В2В, платят за свой PR. Это обусловлено тем, что специалисты по pr, работающие в этих компаниях, те же pr-агентства, забывают истинное отличие pr от рекламы.
В чем же тогда отличие pr рекламы от обычной рекламы?
Профессиональные пиарщики избегают покупать время и площади для передачи сообщения. Они стараются преподнести информацию так, чтобы СМИ было заинтересовано бесплатно ее разместить. Даже когда для проведения PR-акций, PR-мероприятий, PR-кампаний выделяется бюджет, цель заключается в изменении отношения общественности в пользу организации. Реклама больше работает на продажи. PR – на имидж и положительное мнение о товаре/компании.
Значит дело больше в мастерстве пиарщика, который продвигает товар или компанию? И чтобы не платить за PR, нужно просто найти такого специалиста?
Да, именно так! Многие привыкли платить за PR, потому что так просто, быстро, удобно. И не каждое pr агентство пытается найти в свой штат такого пиарщика, в задачи которого будет входить бесплатно продвигать клиента в СМИ.
Вы хотите сказать, что в вашем pr агентстве Центр маркетинговых технологий работают именно такие специалисты?
Наш подход в работе к оказанию pr услуг, проведению pr акций, написанию pr текстов, да и вообще промоушену, намного отличается от работы подобных pr агентств.
Наши услуги в области pr построены так, чтобы клиент тратил не финансовые, а организационные ресурсы. Ведь в этом то и заключается сущность pr.
Немного не понятно, каким образом ваше pr агентство достигает бесплатного размещения pr материалов в СМИ?
Здесь может быть несколько вариантов. Самый простой, когда СМИ заинтересовано в нашем клиенте. И на взаимовыгодных условиях публикует материал. Задача стоит сложнее, когда клиент, не представляет интереса для СМИ. Для начала мы разрабатываем план бесплатного размещения клиента в СМИ. В такой план может входить участие фирмы в обзорах рынка на основании экспертов. Либо экспертная оценка ситуации, проблемы, рынка, прочее. Естественно на бесплатных условиях.
А как же быть с pr акциями? Вы тоже стараетесь провести их бесплатно?
Для ответа на этот вопрос желательно четко понимать отличие pr акций от btl акций. Рr акции направлены на имидж, лояльность клиентов, а btl акции подразумевают под собой стимулирование сбыта, моментальное увеличение продаж. Рr акции - это прежде всего установление положительных связей с целевой аудиторией. Промоушен – это постоянная работа. Вот поэтому pr акции больше требуют креативного подхода, чем финансового. Как один из удачных примеров промоушена или pr акции можно назвать «сарафанное радио», «рекламу из уст в уста», другими словами – рекомендации постоянных клиентов. Такие pr акции требуют минимальных финансовых затрат или вообще обходятся без них.
Вы можете привести конкретный пример подобных pr акций?
Таких примеров можно привести очень много. Всем известная pr акция под названием: «Приведи друга – получи скидку!», «Купи товар – получи скидку на вторую покупку», «Заполни купон или зарегистрируйся на нашем сайте – и так же получи поощрение», та же пресловутая pr акция «Найди под крышечкой…, сотри защитный код…, отправь sms…». Подобные акции требую минимальных финансовых вложений, а то и не требуют вовсе, но все работают на лояльность к товару и создание определенного имиджа.
И напоследок, что Вы можете порекомендовать для успешного pr и проведения запоминающейся pr акции?
Наверное, больше думать не над составлением финансовой сметы pr акции и учета всех финансовых затрат, а, исходя из четко поставленных целей pr акции, генерировать интересные идеи, упущенные возможности, свежие решения. Вот тогда ваша pr акция точно надолго запомнится потребителям, получит ожидаемый эффект и, может даже, будет использована конкурентами. Но это уже совсем другая история,…в которой ваш продукт будет являться в глазах клиентов все равно новатором и первопроходцем!