30 июня в Киеве состоялась презентация результатов исследования «Роль HR в устойчивом развитии компании», проведенного Центром развития корпоративной социальной ответственности (КСО) при поддержке компании Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI).
Данное исследование призвано оценить роль HR-департамента в построении
и реализации стратегии КСО в компаниях Украины, а также сравнить украинские и
международные реалии.
Основные тенденции, выявленные в ходе
исследования:
1. HR-департаменты компаний стремятся повысить осведомленность об
этике и корпоративных ценностях, хотя пока большинство HR-менеджеров (61% наших респондентов)
не вовлечены в определение ключевых стейкхолдеров организации;
2. Несмотря на единогласную поддержку
утверждения «HR-директор должен знать о КСО компании», HR-профессионалы в 72%
компаний в Украине пока не входят в КСО правление/комитет компании, и таким
образом не принимают непосредственное участие в формировании политики компании
по КСО;
3. HR-департаменты и сотрудники пока не
вовлечены в процессы разработки ключевых документов компании: в 22% компаний
HR-департаменты принимали непосредственное участие в разработке корпоративных
ценностей, миссии и видения; в 28% - в разработке КСО стратегии, 65% - в
разработке Кодекса поведения;
4. 27% компаний включают КСО вопросы в
программы найма персонала, только 33% компаний считают необходимыми тренинги по
КСО для новых сотрудников, в 55% компаний КСО
вопросы еще не включены в общие тренинги для сотрудников;
5. 44% компаний включают КСО вопросы в
годовые планы, командные цели и ежегодные опросы лояльности персонала; лишь 16%
компаний поднимают эту тему во внешних коммуникациях;
6. Наиболее популярные и распространенные практики
КСО, которые эффективно реализуются компаниями – это корпоративное волонтерство
и программы, нацеленные на личностный рост сотрудников;
7. Наиболее популярными каналами внутренних
коммуникаций о КСО программах компании являются корпоративное
издание (83%), внутренний корпоративный сайт (67%) и сбор средств среди сотрудников
(67%).
Те компании, которые практикуют партнерство
между КСО и HR
департаментом компании, осознают главное преимущество подобной практики – участие HR департамента
помогает вписать КСО в ДНК компании.
Среди других преимуществ можно
назвать:
1.
повышение
уровня лояльности сотрудников и сокращение бюджета на рекрутинг и
тренинги: экономия может достигать от 3500 до 50 000 долларов на одного
сотрудника;
2.
именно КСО составляющая, а не деньги, может принести
победу в найме «лучших из лучших». В среднем, выпускники MBA готовы пожертвовать до 13700
долларов в размере своей зарплаты только для того, чтобы работать на социально
ответственную компанию;
3.
снижение операционных затрат и рост прибыли в
результате повышения уровня лояльности сотрудников и производительности: увеличение
продуктивности сотрудников на 4%;
4.
рост лояльности потребителей: 68% потребителей
могут отказаться от покупки продукции компании, если ее сотрудники безразлично
относятся к покупателям.
Марина
Сапрыкина, Центр Развития КСО, отметила: «HR-департаменты играют
ключевую роль в становлении и развитии КСО в компании. Тем не менее, сегодня
этому аспекту уделяют недостаточно внимания. В то же время, место «локализации»
КСО менеджера демонстрирует отношение компании к этому вопросу в целом, и
помогает ответить на вопрос, для чего компания реализует политику социальной
ответственности».
Александр Рудницкий, директор по персоналу
компании JTI, отметил: «Мы верим, что социальная ответственность
начинается внутри компании. Благодаря Центру развития КСО нам удалось найти
единомышленников, которые также считают, что сотрудники являются самым ценным
активом любой организации. Данный проект – это реальная возможность объединить наши лучшие практики и поделиться
опытом с другими».
По результатам исследования будет создана Лаборатория «Роль HR в устойчивом развитии
компании». Одной из задач Лаборатории станет разработка второй практической
части издания («гайда» или пошагового руководства) по вопросам построения
партнерства между департаментами КСО и HR, а также использования потенциала департамента по управлению
человеческими ресурсами для укрепления репутации социально ответственной
компании.
***
Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI) – локальное
подразделение группы компаний Джапан Тобакко Интернешнл, ведущего производителя
табачных изделий. Главный офис компании
находится в Женеве, Швейцария. Продукция JTI продается в 120 странах мира,
количество сотрудников превышает 25 тысяч человек. JTI Украина является второй
крупнейшей табачной компанией в стране.
Центр «Развитие КСО» – ведущая экспертная
организация в Украине по вопросам корпоративной социальной ответственности. Лаборатория «Роль HR в устойчивом развитии компании» инициирована центром в
партнерстве с компанией JTI в рамках проекта
«Разработка национальной повестки дня по КСО» при поддержке Pact Inc, UNITER.