В 2009 году в Россию было импортировано 559388 легковых автомобилей на
сумму $ 9862,3 млн.
В пятерку
компаний, лидирующих в 2009 г. по объему импорта легковых автомобилей в
натуральном выражении, вошли:
1.
KIA - 61399 шт. на сумму $ 1102,546
млн.
2.
HYUNDAI - 58703 шт. на сумму $ 767,018
млн.
3.
NISSAN - 53102 шт. на сумму $ 750,438
млн.
4.
CHEVROLET - 50432 шт. на сумму $
482,645 млн.
5.
TOYOTA - 49901 шт. на сумму $ 1054,835 млн.
В I квартале 2010 г. импорт составил 107909 шт. на сумму $ 1992,2 млн.
Что касается экспорта, то в 2009 г. он составил 40454 легковых автомобиля
на общую сумму $ 246,6 млн. Наибольший объем экспортных поставок пришелся на
автомобили марки ВАЗ (Лада) – 36011 шт. В I квартале 2010 г. экспорт равнялся
7415 машин на сумму $ 49,1 млн.
Относительно внутригодовой динамики поставок можно сказать следующее. В
начале 2009 г. наблюдался резкий рост объемов импорта легковых автомобилей в
Россию. Пик импорта был достигнут в марте, когда совокупный объем ввоза
составил 62589 автомобилей. После этого, начиная с апреля и практически на
протяжении всего года до ноября, наблюдалось отсутствие резких скачков и спадов
в объемах поставок автомобилей в Россию. Среднемесячный объем импорта в период
с апреля по октябрь 2009 г. составлял 45767 автомобилей.
Динамика экспорта легковых автомобилей из России в 2009 г. достаточно
скачкообразна. Резкий рост отмечается в начале года. После этого вплоть до
августа наступает период спада экспортных поставок. Начиная с сентября и до
конца года объемы экспорта начинают расти.
В структуре импорта легковых автомобилей в Россию и экспорта из России в
2009 г. – I кв. 2010 г. как в натуральном, так и в стоимостном выражении наибольший объем
пришелся на новые автомобили в противовес подержанным.
В структуре импорта легковых автомобилей в Россию и экспорта из России в
2009 г. – I кв. 2010 г. как в натуральном, так и в стоимостном выражении наибольший объем
пришелся на автомобили с бензиновым двигателем (импорт в 2009 г. составил
520556 шт.). Незначительный объем импорта в 2009 г. пришелся на автомобили с
гибридным двигателем (немногим более 1000 шт.). На автомобили с дизельным
двигателем (до настоящего времени также непопулярные в России) пришлось почти
38 тыс. шт.
В структуре импорта легковых автомобилей в Россию и экспорта из России в
2009 г. – I кв. 2010 г. как в натуральном, так и в стоимостном выражении
наибольший объем пришелся на автомобили 2008 года выпуска (импорт в 2009 г.
составил 235634 шт. на сумму $ 3988,8 млн) и 2009 года выпуска (импорт в 2009
г. составил 307088 шт. на сумму $ 5760,2 млн). На автомобили с другим годом
выпуска пришелся незначительный объем как импорта в Россию, так и экспорта из
России.
Анализ данных об импорте и экспорте легковых автомобилей, разделенных на
группы по признаку объема двигателя, свидетельствует об отсутствии явного
превосходства одной группы над другой. Так, на группы 3. 1201-1400 куб. см. и
6. 1801-2000 куб. см. приходится по 15% от общего объема импорта в 2009 г. в
натуральном выражении. На группу 4. 1401-1600 куб. см. приходится 34,4%. Доли
групп 5. 1601-1800 куб. см., 7. 2001-2500 куб. см. и 8. 2501-3500 куб. см.
составляют по 7-10%.
Однако следует заметить, что на первые 8 групп приходится 95% всех
ввезенных в 2009 г. автомобилей. На автомобили с большим объемом двигателя
(люксовых брендов) очевидным образом приходится маленькое количество машин.
В структуре импорта легковых автомобилей в Россию в 2009 г. в натуральном
выражении наибольший объем пришелся на следующие группы автомобилей, выделенных
по признаку мощности двигателя:
1. до 90 ЛС – 83005 шт. или 14,8%
2. 91-110 ЛС - 143502 шт. или 25,7%
3. 111-141 ЛС – 152880 шт. или 27,3%
4. 142-180 ЛС – 94916 шт. или 17,0%
На долю первых четырех групп приходится почти 85% всех ввезенных в Россию
легковых автомобилей.
Следует отметить, что данные об объеме экспорта в независимости от
рассматриваемого периода указывают на схожий результат.
Подробные сведения (в разрезе марок, моделей, динамики и т.д.) о
структуре импорта-экспорта легковых автомобилей представлены в приложенных к
отчету файлах Excel.