Характерной чертой рынка
общественного питания является его относительно слабая насыщенность: так, если
в США одна точка питания приходится на 150 человек, в Европе – на 300, то в
России – на 2 000 человек. В тоже время, возможно, благодаря этому
обстоятельству рынок показывает большой потенциал роста. По нашим прогнозам, в
2010 году обороты рынка общественного питания останутся примерно на том же
уровне по сравнению с 2009 годом или даже незначительно увеличатся – до 707,5
млрд. руб.
По состоянию на июль 2010
г. 20 крупнейших компаний России управляли 3236 точками общественного питания.
Верхние строчки рейтинга занимают холдинг «Росинтер Ресторантс», крупнейший
российский оператор в сегменте casual dining, и компания «Маркон», лидирующая в
сегменте стрит-фуда. В топ-20 входят пять иностранных компаний: McDonald’s,
Dunkin Brands, Rostik’s/Yum, Subway и AmRest.
Кризис внес значительные
изменения в потребительское поведение. Люди стали в среднем зарабатывать меньше
и тратить меньшую долю своих расходов на общественное питание. Так, по данным социологических
исследований, в 2009 году российские семьи сократили расходы на питание вне
дома почти вдвое: с 2153 руб. в месяц во втором полугодии 2008 г. до 1114 руб. в
соответствующем периоде 2009
г.
Кризис различные
компании на ресторанном рынке переживают по-разному. Некоторые пострадали
незначительно, другие в большей степени, тогда как некоторые компании (напр. в
сегментах фастфуда и стрит-фуда) влияние кризиса на себе практически не
испытали, их обороты выросли в кризисный год и они продолжили открытие новых
точек. Произошел также некоторый отток потребителей из более дорогих сегментов
в сегменты дешевой, демократичной кухни. Наблюдается также повышение интереса к
демократичным барным и клубным форматам с невысоким средним чеком и максимально
широким ассортиментом еды и напитков.