Крупнейшие банки с украинским капиталом улучшили свою репутацию по итогам II квартала — исследование Goodwill-factor
6 из 9 банков с украинским капиталом, присутствующих в группе крупнейших, незначительно увеличили значение репутационного рейтинга, составленного на базе опроса фондовых и финансовых аналитиков. Из негативной в позитивную зону рейтинга перешел банк «Финансы и Кредит», небольшой рост значения репутационного рейтинга показали частные Брокбизнесбанк и Кредитпромбанк, а также государственные Родовид Банк, «Надра» и Ощадбанк. Отрицательную динамику рейтинга показали частные ПриватБанк и ПУМБ, и государственный Укрэксимбанк. Такими являются результаты исследования Goodwill-factor*, проведенного журналом «Власть денег» совместно с консалтинговой компанией NOKs fishes.
Одна из причин неубедительного роста репутационных характеритик по итогам II кв. 2010 г., отмечает Олег Кононенко, управляющий партнер компании NOKs fishes, несмотря на преодоление банками с украинским капиталом системного кризиса, — отсутствие в большинстве случаев системной стратегии управления репутацией своих бизнесов. У банков с украинским капиталом, чьи репутационные итоги в принципе оставляют желать лучшего, а ресурсов для развития недостаточно, отмечает управляющий партнер компании NOKs fishes, регулярное активное убеждение потенциальных кредиторов в своей стабильности, надежности и прогнозируемости — неизбежный шаг. «К сожалению, — по мнению эксперта, — выход из кризиса не стал центром комуникационных стратегий отечественных банков».
«Пародокс состоит в том, что два года балансирования на грани выживания и неравной борьбы с «дочками» иностранных банков за клиентов настолько морально истощили владельцев финучреждений с украинским капиталом, что когда жизнь стала налаживаться, они предпочли об этом факте... просто промолчать», — подчеркивает Оксана Митницкая, главный редактор журнала «Власть денег». В результате, резюмирует главный редактор журнала «Власть денег», крупнейшие банки с украинским капиталом кризис, в основном, пережили, но превратить этот факт в свое репутационное преимущество пока не сумели.
Эксперты исследования Goodwill-factor, анализируя варианты оптимизации коммуникативной стратегии для таких банков, делают акцент на необходимости, прежде всего, повышения банками информационной активности для сектора корпоративных финансов и поддержания открытой информационной модели банком. Такие коммуникативные действия будут помогать снижать риски, связанные с банком, и, как следствие, позитивно повлияют на восприятие его инвесторами, что выражается в повышении капитализации и упрощении поисков внешних источников фондирования.
Репутационный рейтинг крупнейших банков* по итогам II квартала 2010 г.**
Место в рейтинге Динамика в рейтинге
Банк Значение рейтинга Динамика значения рейтинга
1 0 Райффайзен Банк Аваль 149,67 -18,45
2 +1 Укрсоцбанк 128,90 -32,86
3 -1 УкрСиббанк BNP Paribas Group 126,78 -26,80
4 0 ПриватБанк 110,05 -27,37
5 0 «Форум» 108,06 -11,95
6 +3 ВТБ Банк (Украина) 98,79 -14,15
7 +3 OTP Bank 89,60 -7,05
8 -2 Укрэксимбанк 81,37 -13,25
9 -2 Альфа-Банк (Украина) 80,87 -13,43
10 +1 Сведбанк 79,38 -14,32
11 -3 ПУМБ 77,97 -11,22
12 0 «Финансы и Кредит» 67,18 91,92
13 +1 Проминвестбанк 13,91 43,41
14 +1 Брокбизнесбанк -0,74 46,63
15 0 Кредитпромбанк -2,58 48,79
16 -3 Ощадбанк -19,68 33,96
17 0 Родовид Банк -69,07 11,20
18 0 «Надра» -83,81 18,23
Позиции крупнейших банков страны в коммуникативных рейтингах Goodwill-factor по итогам II квартала 2010 г.**
Банк Место в рейтинге коммуникативного воздействия, R (ВВ) Место в рейтинге событийного воздействия, R (ФС+/-) Место в рейтинге эффективности предполагаемых затрат, R (СЭ)
Райффайзен Банк Аваль 5 5 3
УкрСиббанк 7 7 9
Укрсоцбанк 9 6 4
ПриватБанк 10 9 6
«Форум» 11 11 8
Укрэксимбанк 6 4 4
Альфа-Банк 1 3 6
ПУМБ 3 1 1
ВТБ Банк 4 8 7
OTП Bank 2 10 5
Сведбанк 8 2 2
«Финансы и Кредит» 12 12 10
Ощадбанк 13 15 12
Проминвестбанк 15 13 11
Кредитпромбанк 17 18 13
Брокбизнесбанк 18 17 16
Родовид Банк 14 16 15
«Надра» 16 14 14
*В соответствии с Постановлением НБУ №867 «О распределении банков на группы» (от 30.12.2009) из рейтинга выведены Укргазбанк и Укрпромбанк и введены Кредитпромбанк и Родовид Банк
**В сравнении с рейтингом I кв. 2010 г.
*Исследование Goodwill-factor оценивает взаимосвязь между медиамоделями банков и их репутацей. Объекты исследования: 18 крупнейших банков Украины (по размерам активов, согласно оценкам НБУ на конец 2009 года).
Период исследования: апрель-июнь 2010 г.
Экспертная группа (в рамках transparent version): фондовые и финансовые аналитики компаний ИГ «Альтера Финанс», «Универ Капитал», ТАСК, ФГ «Сократ», «Арт-Капитал», Сoncorde Capital, «Бонум Груп», «Кинто», Dragon Capital, BG Capital, «Гейнсфорт», «УФС Капитал», «Инэко Инвест», УАИБ, KBS Securitis Ukraine, Astrum IM, ИК «Инвестиционный капитал Украины», ИВЕКС КАПИТАЛ, Укранет/ iTrader, Horizon Capital.
Методология исследования предполагает оценку знаний экспертов и медиа-информации следующих репутационных факторов/тематических блоков:
• «Маркетинг/продажи»: действия, предпринимаемые банками для продвижения своих продуктов;
• «Банковский продукт/Сервисы»: качественные и количественные характеристики продуктов, сервисов;
• «Бизнес/Активы/Ликвидность»: факторы, формирующие базовую стоимость банка: стратегия, финансовые результаты, рейтинги, развитие активов, реструктуризация, деятельность акционеров относительно банка;
• «Внешние коммуникации»: действия, направленные на встраивание банка в систему действующих в стране политических и социально-экономических конструкций;
• «Внутренние коммуникации»: система управления персоналом и бизнес-процессами внутри банка.