Евро 2012 как индикатор уровня демократии
Правительство
вошло в активную фазу подготовки к Евро-2012. Несмотря на кризисное состояние
экономики, в бюджете на 2010 год на подготовку
к Чемпионату Европы предусмотрено 10 млрд. грн. Власть в регионах, координируя усилия с правительством, предпринимает
попытки модернизировать инфраструктуру, не готовую к наплыву иностранных
туристов. По состоянию на сегодняшний день в Донецке и Харькове уже готовы
новые современные стадионы, а Харьков может похвастаться и новым аэропортом.
Руководство УЕФА даже озвучило позитивную реакцию по поводу темпов подготовки
Украины к Евро-2012. С другой стороны, ремонт дорог к правительственным
резиденциям под Киевом, который проводят под прикрытием подготовки к ЧЕ, должен
побуждать украинскую общественность к усиленному контролю за расходованием
бюджетных средств, чтобы не допустить превращения европейского праздника
футбола в праздник благосостояния отдельных власть имущих. Хочется также
надеяться, что украинская власть примет к сведению недостатки организации
Чемпионата мира по футболу, прошедшего этим летом в ЮАР. Самыми значительными
из них были неудовлетворительное состояние транспортной и гостиничной
инфраструктуры, проблемы с преступностью, неготовность тренировочных баз для
участников чемпионата и пр.
Отдельной темой в контексте подготовки Украины к
Евро-2012 является реконструкция киевского Национального спорткомплекса
«Олимпийский», которая проводится за счет бюджета и должна быть завершена к
июню 2011 года. В августе Кабинет Министров Украины увеличил общую сметную
стоимость реконструкции НСК «Олимпийский» и инфраструктуры вокруг него до 3
млрд. грн., что почти вдвое увеличило предыдущую смету. При этом армия государственных
чиновников, ответственных за организацию Евро-2012, не может ответить на
простой вопрос: как именно расходуются огромные бюджетные средства? Следует
напомнить власти, что подотчетность правительства налогоплательщикам, его
содержащим, является индикатором уровня демократии в стране. И подготовка к
Евро-2012 станет для Украины хорошим экзаменом на демократию.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Согласно официальным данным правительства ЮАР, общие затраты на
проведение Чемпионата мира по футболу в Южной Африке составили 4,5 млрд. долл.
США, из них 1,5 млрд. долл. было израсходовано на строительство пяти новых и
реконструкцию пяти старых стадионов. По последним
данным, украинское правительство планирует потратить на организацию только
половины Евро-2012 около 6.4 млрд. долл. США.
Интересно,
почему Евро-2012, событие значительно более скромного масштаба, чем Чемпионат
мира, обходится втроедороже, тем более с учетом того, что стадионы в Донецке и
Харькове построены на деньги частных инвесторов?
Средняя
стоимость реконструкции стадиона в ЮАР составила 150 млн. долл. США, в то время
как стоимость реконструкции НСК «Олимпийский» в Киеве на данный момент
оценивается в сумму от 456 до 566 млн. долл. Возможно, эта цифра приводится с
автоматическим учетом убытков от махинаций? Тем более, что СБУ уже изобличила
таких махинаций на 1,35 млн. долл.? Стоимость рабочей силы в Украине сравнима с
аналогичными показателями в ЮАР. К тому же, обе страны производят стекло и
сталь, являющиеся существенной составляющей сметы проекта. Поэтому стоит
всерьез задуматься, почему киевский стадион будет стоить украинским
налогоплательщикам в 3-4 раза больше, чем аналогичный стадион для Чемпионата мира?
При
постройке в Великобритании знаменитого стадиона Уэмбли бюджет проекта был
существенно превышен. Причиной превышения стала новизна архитектурного решения,
стоимость которого проектанты не сумели заранее правильно просчитать.
Последовавшая за этим волна разбирательств, статей в прессе и парламентских
расследований длилась несколько месяцев, так как британские налогоплательщики
хотели получить ответы на свои вопросы. В конечном итоге компания-подрядчик
была вынуждена заплатить огромные штрафы. Ей даже пришлось акционироваться,
чтобы предотвратить банкротство. В Украине же общественность молчит, а
правительство идет к МВФ и Всемирному Банку с протянутой рукой, чтобы попросить
еще милостыни в свой бездонный карман. Реконструкция «Олимпийского» должна
стать темой специального расследования и объектом независимой экспертной оценки.
В противном случае за расточительство власти нам придется еще долго платить –
из собственного кармана.
"Украина для людей" идет в школы
Новый учебный год в школах
некоторых регионов Украины начался уроком, который по старой памяти можно
назвать политинформацией. «Новая старая» политинформация образца 2010 года
прошла под лозунгом президентской кампании В. Януковича "Украина для
людей". В Днепропетровской области по
инициативе местной облгосадминистрации в средних школах появились стенды с
портретом президента и его политической программой, а Министерство
образования и науки Крыма предложило 1 сентября провести в старших классах
общеобразовательных школ и в техникумах урок на тему "Украина для
людей". Сам В. Янукович отметил, что не
знает о фактах презентации в школах его политической программы, а министр
образования и науки Д.Табачник, комментируя аналогичний вопрос
журналистов, заявил, что не усматривает в этом никакой политики, а выбор
учителями лозунга президентской политической программы в качестве темы для 1
сентября считает составляющей свободного творческого труда.
Создается
впечатление, что и министр образования Д. Табачник, и представители
Днепропетровской облгосадминистрации, и власти Крыма таким примитивным и
неприкрытым навязыванием политической рекламы в образовательных учреждениях
оказывают президенту медвежью услугу, ведь вместо содействия его популяризации
такой прием провоцирует скорее недовольство и даже возмущение населения. Не говоря уже о том, что «насаждение» симпатии к власти
через пропаганду ее идеологии противоречит демократическим нормам и принципам.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Когда политики начинают использовать детей как объект
политической агитации, это значит, что им пора в отставку. Проявлениям
тоталитарных режимов не место в свободном демократическом обществе. Власть
также не должна забывать, что люди остро воспринимают любые проявления насилия
по отношению к их детям, и что такое откровенное неуважение к своему народу не
улучшит рейтинг ни отдельного министра, ни правительства в целом, ни
Президента.
Украинцы
принадлежат к числу самых образованных наций в Центральной и Восточной Европе.
Неужели министр образования полагает, что народ, уже 20 лет живущий в условиях
свободного доступа к информации, «проглотит» объяснение, бодто бы директора
школ в центральной Украине и Крыму, «подотчетных» партии власти, единогласно
решили начать учебный год в совковом стиле – с политической агитки?
Что
касается фигуры самого министра образования, то ни для кого не секрет, что она
вызывала острые дискуссии с момента назначения на должность. Взгляды нового
министра на украинский язык и историю характеризует уклон, несовместимый с
понятием о государственном суверенитете. Обязанность министерства образования
состоит в том, чтобы быть мудрым арбитром в идеологически поляризованном
обществе и представлять взвешенную, «серединную» линию, которая бы
содействовала объединению, а не противостоянию. А наше министерство
образования, похоже, воспринимает молодое поколение как послушное орудие в
своих политических играх. И при этом не слишком беспокоится об экономии, ведь
расходовать огромные бюджетные средства на новые учебники, переписывающие
историю в угоду временной власти, как минимум безответственно.
Западный бизнес не
спешит инвестировать в Украину
По свидетельству директора ЕБРР
в Украине А. Куусвека, сегодня немногие инвесторы готовы вкладывать в Украину. Стране понадобится еще минимум несколько лет, чтобы
выйти на уровень притока иностранных инвестиций в размере 10 млрд. долл.
в год. С другой стороны, политическая
стабильность в государстве и новые договоренности с МВФ послужили бы серьезными
факторами улучшения инвестиционного климата. По
данным Госкомстата, в первом полугодии 2010 года прямые иностранные инвестиции
составили всего около 500 млн. долл., продемонстрировав падение на 78% по
отношению к показателям аналогичного периода 2009 года. Иностранных инвесторов настораживают, в частности, проблемы с
возвратом НДС, споры вокруг нового
Налогового кодекса и факты вмешательства власти в частный бизнес. Все эти факторы не добавляют Украине
инвестиционной привлекательности, особенно на фоне настоящей борьбы за
инвестиции, происходящей на глобальном рынке в условиях кризисного финансового «голода».
Наиболее привлекательными для
иностранных инвестиций отраслями экономики в Украине по-прежнему остаются металлургическая
и химическая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, инфраструктурные
проекты, сфера информационных технологий и пр. Но для выхода на докризисный уровень инвестирования в Украину
нашей власти необходимо будет продемонстрировать реальные шаги содействия
развитию демократии. А пока западные инвесторы
выжидают, на авансцену выходят российские и китайские компании, для которых
уровень демократии в Украине не является фактором инвестиционной
привлекательности. Во время недавнего визита в Китай В. Янукович призвал
китайский бизнес к масштабному инвестированию в Украину и подписал в этой связи
ряд соглашений.
Комментарий Фонда
"Сначала Люди": Похоже,
инвесторы махнули на Украину рукой. И это не должно вызывать удивления, ведь ни
одно из украинских правительств так и не смогло понять, что на рынке
внешних инвестиций у Украины есть 183
страны-конкурента. За все годы независимости власть почти ничего не сделала,
чтобы удовлетворить потребности иностранных инвесторов, и даже не осознала
выгоду, которую можно извлечь из их присутствия. Что подтверждает такие
предположения? Да хотя бы то, что на привлечение иностранных инвестиций в
государственном бюджете предусмотрено средств меньше, чем у среднего уровня
западной корпорации – на рекламную кампанию шоколадного батончика у себя в
стране. Не говоря уже о кампании на мировом уровне.
Наибольший объем
иностранных инвестиций в Украину был зафиксирован в 2008 году, составивший
более 10 млрд. долл. США. Впрочем, это было скорее исключением из правила, которое
случилось за счет продажи «Криворожстали». В среднем же эта цифра значительно
скромнее – около 5 млрд. долл. США в год. Есть люди, полагающие, что Украина выживет и без иностранных инвестиций. Но в
данном случае акцент нужно ставить на слове «выживет»…
«Выжить»,
причем с большим успехом, могли и другие страны. Но при этом средний уровень
иностранных инвестиций в Польше выше, чем в Украине, в 3,5 раза, в Словакии – в
5,9 раза, Венгрии – в 6,5 раза, а в Чехии – даже в 7.5 раза. Почему? Потому что
правительства этих стран знают: инвестиции создают новые рабочие места,
совершенствуют производство и, таким образом, работают на развитие страны. Но
для того, чтобы привлечь инвестиции, правительство должно потрудиться, создав
безопасные и выгодные условия для инвестирования.
В то же
время неоправданно высокие налоги, запутанная регуляторная политика,
коррумпированная судебная система и бюрократия, способная и танкер отправить на
дно, не содействуют притоку инвестиций. Возможно, российские и китайские
компании все еще заинтересованы в возможностях и масштабе украинского рынка, но
почему-то пока не торопятся подписывать договора. Не исключено, что и они
обратят взгляды в сторону других стран, когда узнают, чего им будет стоить
инвестирование в Украину. Если стране нужны иностранные инвесторы, то
правительство должно усвоить, что у этой игры есть свои, давно и прочно
устоявшиеся, правила.
Крымские татары не поддаются
давлению власти
Президент
Украины и региональная власть Крыма, похоже, взяли курс на конфронтацию с
крымскими татарами. 26 августа Президент подписал указ о сокращении Совета
представителей крымскотатарского народа с 33 до 19 человек. Более того, отныне их будет назначать сам президент, а не
делегировать Меджлис – представительский орган крымских татар. По поручению В.
Януковича, в ближайшее время должно состояться первое заседание нового Совета. Делегаты национального съезда крымских татар и глава
Меджлиса М. Джемилев призывают В. Януковича урегулировать ситуацию и вернуться
к старой структуре Совета и принципам его работы. В противном случае,
Меджлис и в дальнейшем будет игнорировать переговоры с властью и отказывается
участвовать в реформированном президентом Совете
представителей.
Совершенно очевидно, что власти
следует прислушаться к мнению законного представительского органа крымских
татар и искать компромисс, показав, таким образом, свою способность защищать
интересы национальных меньшинств. Если власть и дальше будет игнорировать
демократические механизмы представительства интересов крымских татар через
Меджлис, являющийся исполнительным органом национального съезда (парламента)
крымских татар, "татарский вопрос" в Крыму может существенно
обостриться. Будучи неспособными защищать свои права законным и
демократическим путем, крымские татары могут прибегнуть к более радикальным действиям, что в перспективе может
спровоцировать силовое противостояние. Если дело
дойдет до такого сценария, то победителей не будет. Все стороны конфликта
проиграют, а мирное сосуществование многих национальностей в Украине может
оказаться под вопросом.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": В
третьем выпуске «На страже демократии» (от 30 августа 2010 года) мы уже
говорили о том, что любая попытка разрешить «крымскотатарский вопрос» достойна
поощрения. К сожалению, советники Президента и крымская власть не понимают, что
в условиях демократии невозможно навязать решение «сверху», тем более, если
речь идет о проблеме, имеющей национальный или религиозный подтекст. Насилие в
этом случае угрожает перспективой получить еще одну Чечню или Афганистан.
Мусульманский мир сегодня балансирует на грани умеренности и радикализма. При
этом следует отметить, что агрессивная военно-дипломатическая политика Запада
этот баланс никоим образом не укрепляет. Следовательно, любая попытка
разрешения конфликтных ситуаций должна прежде всего предполагать сохранение
этого хрупкого равновесия.
В такой
сложной ситуации украинская власть не имеет права игнорировать демократически
избранный представительский орган крымских татар. Убежденность власти в том,
что она сумеет навязать крымским татарам свою волю, может дорого ей стоить в
будущем. Более того, подобный подход к «решению» проблемы противоречит недавним
заявлениям президента о поддержке демократии, обращенным к немецким масс-медиа.
Стоит также напомнить, что поведение слона в посудной лавке играет на руку
силам, которые в последнее время все более настойчиво пытаются радикализировать
крымскотатарское сообщество, особенно молодежь. Эти тенденции должны стать для
Украины серьезным поводом для беспокойства. Будем надеяться, что Меджлис
проявит ту сдержанность и то
умение вести переговоры, которые пока не удается проявить власти.