Выпуск
9:
Понедельник, 11 октября 2010 года
Власть
развращает,
абсолютная власть развращает абсолютно
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виктор Янукович
получает власть. Еще больше власти
1
октября этого года Конституционный суд (КС) Украины отменил политическую реформу
2004 года, вернув, таким образом, в действие Конституцию 1996 года. Решение поддержали 17 судей КС, и только судья Виктор
Шишкин выразил «отдельное мнение». Своим решением КС может вернуть Украину в
формат президентско-парламентской республики, существовавшей во времена Леонида
Кучмы, существенно расширив полномочия нынешнего президента Виктора Януковича.
Однако, если изменения Конституции не будут утверждены конституционным
большинством Верховной рады в 300 голосов, решение КС в будущем может привести к
настоящему правовому хаосу.
Среди полномочий, которыми, в случае вступления решения в силу,
будет наделен Виктор Янукович, - право президента увольнять министров, их
заместителей, председателей комитетов и премьер-министра Украины. Кроме этого,
отныне президент вносит на рассмотрение парламента кандидатуру премьера и членов
Кабмина, а также кандидатуры руководителей всего блока силовых ведомств (прежде
всего СБУ и Генеральной прокуратуры), которые теперь будут полностью подчинены
президенту. Также президент теперь может непосредственно вмешиваться в деятельность
правительства, давая Кабмину прямые указания. Влиять на решения
главы
государства парламент может, только выражением недоверия правительству и
наложением вето на президентсткие законодательные инициативы. Впрочем, наличие в
парламенте устойчивого пропрезидентского большинства сводит вероятность
применения этого рычага влияния к минимуму.
Реакция
украинских политиков на кардинальную смену правил политической игры, была, как
всегда, полярной. Президент Янукович, приветствуя решение КС, заявил о поддержке
идеи проведения референдума по изменению Конституции, а также идеи создания
Национальной конституционной ассамблеи как эффективного механизма консолидации
на пути реформирования политической системы.
Первый заместитель главы Администрации президента Ирина
Акимова отметила, что возвращение к редакции Конституции образца 1996 года дало
бы Виктору Януковичу возможность контролировать ход реформ, необходимых для
развития Украины. Спикер парламента Владимир Литвин подчеркнул, что отныне
необходимо четко определить в законодательстве условия функционирования органов
власти, в том числе президента, Кабинета министров, Верховной рады, местных
органов власти, так как с момента введения в силу политреформы 2004 года было
принято, согласно предварительным подсчетам юристов, около 700 законов, и теперь
для воплощения решения Конституционного суда потребуется изменить почти 40
законодательных актов.
Оппозиция
сделала ряд громких заявлений об
осуществлении в Украине конституционного переворота, но, собственно, этим и
ограничилась, тем самым снова доказав свою несостоятельность и неспособность
мобилизовать людей на акции протеста против угрозы авторитаризма в Украине.
Звучали также призывы к внеочередным выборам президента и Верховной рады, но
особого резонанса в обществе они также не вызвали. В общем, лидеры оппозиционных
партий продолжают критиковать действия президента и решение КС, но эта критика
пока абсолютно не способна повлиять на планы Партии регионов по
переформатированию украинского политического поля.
Среди иностранных аналитиков
первым оценку конституционным изменениям в Украине дал европейский комиссар по
вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле. На 7-й Ялтинской
ежегодной встрече в пятницу, 1 октября, он заявил о необходимость продолжить
широкую конституционную реформу, в результате которой должна быть создана
эффективная система балансов и противовесов во власти согласно мировым
стандартам. Еврокомиссар отметил, что ЕС намерен со временем вернуться к решению
КСУ, тем самым декларируя выжидательную позицию Европы относительно дальнейших
действий украинской власти. Президент ПАСЕ Мевлут Чавушоглу на пресс-конференции
в Страсбурге также озвучил позицию выжидания, отметив, в частности, что не
считает происходящее в Украине процессом монополизации власти одной политической
силой, при этом, однако, апеллируя к консолидированной позиции ПАСЕ, которая
должна быть сформулирована после дебатов.
Исходя из заявлений президента,
в
ближайших планах власти – внесение дальнейших изменений в Конституцию с целью
приведения законодательного поля в соответствие с Основным законом образца 1996
года. В частности, Виктор Янукович заявил о необходимости получения экспертных
заключений по изменениям Конституции, в том числе от Венецианской комиссии.
Впрочем, корректировка базовых законов о центральных органах власти,
инициированная Администрацией президента, состоится уже в ближайшее время. Эти
действия завершат процесс построения авторитарной вертикали власти, превратив
президента в главный центр принятия решений в
Украине.
Комментарий
Фонда «Сначала Люди»: После
Оранжевой революции Украина погрузилась в политический хаос. Изменение
Конституции в 2004-м стало компромиссным решением с целью выхода из
политического тупика. Эта реформа была разработана предыдущей властью для того,
чтобы ограничить власть новоизбранного президента. В реальности же изменения
создали идеальную почву для перманентного конфликта между готовностью идти на
компромисс Виктора Ющенко и властными амбициями трех из четырех
премьер-министров, сменявших друг друга на посту за время его президентства.
Вот и прошли пять
лет хаоса, заставившие нас испытывать постоянное унижение от публичных перепалок
между премьер-министрами и президентом, свидетелем которых была вся
международная общественность… Это было то, чего в ноябре 2004-го мы меньше всего
ожидали. В конце президентства Виктора Ющенко Янукович практически исчез из поля
зрения. Казалось, он окончательно канул в политическое небытие. Но
демократическая власть не дала этому случиться. Собственно, все, что Януковичу
тогда нужно было делать, это не проявлять активности и позволить главным актерам
политической сцены беспрепятственно «съедать» друг друга. Такая пассивность
оказалась блестящей незапланированной стратегией, которая в конце концов привела
Виктора Януковича к президентству. Впрочем, немногие аналитики сомневались в
том, что победитель президентских выборов, независимо от того, кто им станет,
Тимошенко или Янукович, попытаются отменить политреформу, урезающую
президентские полномочия. Как и в том, что легитимность такого шага победителя
вряд ли будет волновать.
Но
вопрос легитимности отмены политреформы не может не волновать украинское и
мировое сообщество. Тем более, что легитимность действительно сомнительна, ведь
решение КС так и не было утверждено голосованием конституционного большинства
Верховной рады. Таким образом, возникает прецедент, создающий предпосылки для
возможности в будущем вносить изменения в Конституцию, что окончательно
подрывает доверие к Основному закону.
К
тому же, Администрация президента в своем представлении просила Конституционный
суд пересмотреть изменения не полностью, а выборочно. Это позволило еще больше
расширить власть президента, не касаясь тех положений, рассмотрение которых
грозило ограничением его полномочий. Такое неуважение к Основному закону
явственно свидетельствует о том, что мы имеем дело с манипулированием
Конституцией, а не с ее реформированием.
Следует заметить, что возврат
к Конституции 1996 года мог бы стать даже позитивным шагом, способствующим
решению многих противоречий, заложенных реформой 2004-го, лихорадивших страну на
протяжении последних пяти лет, тем более, если бы этот шаг был подкреплен
независимой судебной системой. К сожалению, эти размышления в сложившейся
ситуации выглядят утопией.
Намерения
президента неясны. Сегодня основанием для предположений о планах власти могут
служить разве что заявления и обращения Виктора Януковича к международному
сообществу. Конечно, если считать, что слова президента будут совпадать с
действиями. Безусловно, такое положение вещей не имеет ничего общего с
демократией. Если же основанием для предположений о возможном будущем Украины
считать исторический опыт, то действия нынешней власти в лучшем случае
приближают страну к авторитаризму, в худшем – к диктатуре. А принимая во
внимание недавние события, связанные с притеснениями СМИ и наступлением на
негосударственные международные организации, в сумме получим более чем серьезные
основания для беспокойства.
Давайте
пофантазируем. Предположим, что президент действительно намерен провести
демократическую конституционную реформу, а для этого устранить все неточности и
противоречия в тексте Основного закона. Для этого ему не понадобится больше
полномочий. Необходимо учредить государственную конституционную комиссию,
включающую представителей всех политических лагерей, и, заручившись
международной поддержкой, проводить соответствующую работу по усовершенствованию
положений Конституции. Венецианская комиссия Совета Европы, без сомнения,
оказала бы президенту всяческое содействие. В реальности же, учитывая, что
отменой политреформы КС, в сущности, признал недействительной Конституцию, по
которой страна жила последние шесть лет, оценка секретаря Венецианской комиссии
Томаса Маркерта, назвавшего решение КС «необычным», звучала излишне
вежливо.
Если
продолжить фантазировать и предположить, что президент действительно стремится
восстановить порядок в обществе, то для этого нужно обеспечить равенство перед
законом всех граждан Украины, включая народных депутатов, а также признать
коррупцию в судах и правоохранительных органах серьезным преступлением,
предполагающим уголовную ответственность. Для реализации этих задач у президента
полномочий хватит.
Если
предположить, что президент стремится к тому, чтобы Украина стала современным
европейским государством, то этого тоже можно достичь, придерживаясь европейских
стандартов демократии. И на это ему также не понадобится больше
власти.
Но,
к сожалению, сегодня Украина рискует аккумулировать в себе худшие из мировых
«достижений»: президента с неясными намерениями, политические партии, не
представляющие интересы народа, парламент, превратившийся в биржу деловых
интересов, суды, решающие дела в пользу тех, кто больше заплатит, и систему
правления, в которой личные интересы доминируют над национальными. Изменение
баланса полномочий между ветвями власти вряд ли способно решить эти
фундаментальные проблемы.
Настоящая
конституционная реформа должна быть полной и всеобъемлющей, ведь в тотальном
реформировании нуждается вся политическая система Украины. Этот процесс должен
происходить при активном участии экспертного сообщества и быть абсолютно
прозрачным, открытым для вовлечения в него институтов гражданского общества. В
демократической стране радикальные реформы не могут проводиться поспешно и
кулуарно, втайне от народа.
Конституция
должна определять процесс реформирования политических партий от начала и до
конца. Все депутаты должны избираться на местах по пропорциональной системе. Их
статус – это статус государственных служащих, не имеющих никаких привилегий.
Существующая ныне система купли-продажи мест в парламенте должна быть объявлена
вне закона.
В
любой стране Конституция – это главный документ государства, и политики обязаны
жить в установленных ею рамках. Конституция не может быть объектом политических
манипуляций с целью удовлетворения политических или личных
интересов.
Впрочем,
вся эта коллизия с отменой политреформы вскоре может обернуться для президента
другой стороной. Дело в том, что синонимом власти является ответственность. Чем
больше власти, тем больше ответственности. Абсолютная власть предусматривает
абсолютную ответственность за ситуацию в стране. И если намерения президента не
претворятся в позитивные изменения для страны, то вся ответственность за провал
ляжет на одного человека. И на прощение тогда вряд ли стоит
рассчитывать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
«На страже
демократии» – это еженедельный обзор Фонда
«Сначала Люди», который стремиться привлечь внимание общественности к тому, как
действия правительства и парламента влияют на развитие украинской демократии и
процесс принятия демократических стандартов. Информация не защищена авторским
правом и может воспроизводиться, однако мы просим использовать любые комментарии
в полном объеме и со ссылкой на Фонд «Сначала Люди».
Если вы желаете прокомментировать
любую из статей выше или аннулировать подписку, пожалуйста, напишите нам по
адресу: [email protected]
Фонд «Сначала
Люди»
Ул. Г.Сковороды, 1, Киев, 04070,
Украина
Тел.: +38044 536 1508 / Факс: +38044
536 1509
Укрепим
демократию, развивая общение и систему
коммуникаций