Рынок
IP-телевидения или интерактивного телевидения в России еще находится на стадии
зарождения. По различным оценкам объем российского рынка IPTV по итогам 2009г.
составил от 300 с небольшим тыс. абонентов до 1 млн., хотя доля данного
сегмента в общем объеме абонентской базы платного ТВ составила не более 2-3%.
При
этом, рынок развивается наиболее быстрыми темпами – прирост новых абонентов за
год составляет более 50%. По прогнозу по итогам 2010г. объем абонентской базы
интерактивного телевидения превысит показатель в 1 млн. пользователей.
IPTV обладает неоспоримыми преимуществами
перед другими сегментами платного ТВ – изображение и звук обычно качественнее,
вплоть до HD-разрешения и 5.1-канального аудио; интерактивность (возможность
просмотреть, например, справку по фильму); сервисные возможности timeshift и
video-on-demand и др.
Определяющим
фактором низкого спроса на услуги интерактивного телевидения является их
стоимость. По данным ComNews Research, за IPTV-канал в пакете российские
абоненты в среднем платят 9,95 руб. в месяц, а за кабельный – 4,35 руб. в
месяц.
Одна
из проблем на пути развития платного ТВ – пиратство. Оно влияет на популярность
сервиса video on demand. Кроме того, традиционное ТВ в текущем виде себя явно
исчерпывает: теперь считается модным стереотип я не смотрю телевизор.
У
большинства потенциальных потребителей нет опыта пользования видеоконтентом за
деньги. Другая проблема российского рынка IPTV - неспособность заинтересовать
потенциального потребителя "широтой ассортимента". Помимо описанных
выше проблем рынка IPTV, также отмечается высокая стоимость абонентских
устройств.
Ключевыми
технологическими факторам влияния на рынок, как и в прошедшие годы, остаются
бурный рост ШПД, удешевление и расширение доступной пользователю полосы,
развитие технологий кодирования и защиты контента, повышение производительности
вычислительных систем.
Благодаря
взаимодополняющему характеру эфирного и IP-вещания, для увеличения
эффективности операторы все чаще прибегают к гибридному способу предоставления
услуг: для массового вещания федеральных каналов используется эфир, а для
дополнительного премиального контента – IP-телевидение.
Рынок
IPTV настоящее время поделен между тремя
крупными игроками: «Комстар-ОТС» (предоставляет
услуги под брендом Стрим-ТВ) – на его долю приходится чуть более 30% всех
абонентов, пользующихся данной услугой. Четверть всех абонентов принадлежит
дальневосточной дочке «Связьинвеста» - компании «Дальсвязь» (бренд TVi).
Третьем крупнейшим игроком на рынке является «Вымпелком» (бренд
Билайн) – около 15% всех абонентов IPTV. Значительная часть региональных
компаний, предоставляющих услуги IPTV, имеет абонентскую базу не более 1-2 тыс.
клиентов.