Cisco огласила результаты международного
исследования, показавшего, что трое из каждых пяти сотрудников во всем мире
больше не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Их
стремление к мобильности и возможности гибко получать корпоративную информацию настолько
сильно, что сотрудники в той же пропорции (трое из каждых пяти) готовы перейти
на менее высокооплачиваемые должности, если это сулит возможность эффективно выполнять
служебные обязанности вне офиса.
Организованное
компанией Cisco исследование проводилось в Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии,
Индии, Испании, Италии, Китае, Мексике, России,
США, Франции и Японии. В каждой из этих стран были опрошены 200
сотрудников и ИТ-специалистов.
Как уже упоминалось, 60 процентов
респондентов не считают пребывание в офисе обязательным условием продуктивной
работы. Такие настроения особенно распространены в Индии (там за максимальную
мобильность и гибкость в работе высказались 93 процента опрошенных), Китае (81 процент)
и Бразилии (76 процентов).
66 процентов опрошенных рассчитывают,
что информационные технологии дадут им возможность пользоваться любым устройством
– персональным или корпоративным – для доступа к корпоративным сетям, приложениями
и данным в любом месте и в любое время по мере того, как количество устройств
доступа будет непрерывно расти. В будущем они ожидают дальнейшего расширения ассортимента
оконечных сетевых терминалов, в числе которых должны появиться
"нетрадиционные" устройства, такие как телевизионные приемники и
автомобильные навигационные экраны.
Среди
сотрудников, имеющих доступ к корпоративным сетям, приложениям и данным за пределами
офиса, около половины (45 процентов) сверхурочно работают два-три часа в день,
а еще четверть таких сотрудников сверхурочно работает от четырех часов в день и
больше. Впрочем, это вовсе не означает, что такие сотрудники доступны по
первому требованию круглосуточно – скорее, это значит, что они хотят более гибко
сочетать работу с личной жизнью, пока бодрствуют.
Как
уже говорилось, сотрудники очень ценят возможность работать в любом месте и отмечают,
что такая возможность укрепляет их лояльность к работодателю (13 процентов), влияет
на выбор места работы (12 процентов) и повышает моральный дух (9 процентов). 66
процентов опрошенных во всех странах предпочли бы менее высокооплачиваемую работу,
если она даст более гибкий выбор устройств, более широкий доступ к социальным
сетям и более высокую мобильность. В ряде государств, включая Россию, доля таких
сотрудников еще выше. Например, в Испании за это высказались 78 процентов респондентов,
несмотря на переживаемые данной страной экономические трудности.
Могут ли компании удовлетворить требования сотрудников?
45
процентов опрошенных ИТ-специалистов заявили, что, с точки зрения корпоративной
политики и технологий, они не готовы к поддержке более мобильной рабочей силы,
работающей в условиях "сетей без границ". Впрочем, это и не
удивительно, если учесть, что предметом их главных забот остается
информационная безопасность.
Тогда
как ИТ-специалисты в качестве основных препятствий, мешающих распространению распределенной
работы, назвали проблемы безопасности (57 процентов респондентов), бюджетные
ограничения (34 процента) и недостаток опыта (17 процентов), то остальные сотрудники
такими препятствиями считают, прежде всего, жесткие требования ИТ-отделов и
корпоративные правила. Такое мнение особенно распространено среди индийских сотрудников.
Обучение и корпоративные правила играют не меньшую роль,
чем технологии
Каждый
пятый респондент замечал, что посторонние лица заглядывают на экран его
компьютера в общественных местах, а еще 19 процентов опрошенных признались, что
никогда не утруждают себя тем, чтобы удостовериться в безопасности окружающей
обстановки. Кроме того, как выяснилось, 17 процентов респондентов оставляют
устройства доступа без присмотра, и почти трое из пяти опрошенных сотрудников в
разных странах (58 процентов) позволяют посторонним лицам самостоятельно
пользоваться их корпоративными
устройствами.
По
мере того, как трудовые ресурсы становятся все более распределенными, растет и
вероятность потери данных. Каждый четвертый из опрошенных ИТ-специалистов заявил,
что за последний год четверть выданных сотрудникам устройств была потеряна или
украдена.
По
мере того, как трудовые ресурсы становятся все мобильнее, неизбежно растут
проблемы, связанные с безопасностью и управлением рисками. Результаты исследования
показали настоятельную необходимость в совершенствовании корпоративных правил, обучении
конечных пользователей и в более тесных доверительных отношениях между
сотрудниками и ИТ-отделами. От того, насколько успешно ИТ-отделы будут строить эти
отношения, зависит рост и развитие корпоративного бизнеса, получение
конкурентных преимуществ и общая ситуация в области управления рисками.
В России:
31 процент опрошенных считает постоянное нахождение
в офисе необязательным условием продуктивной работы (это лишь слегка
превышает средний показатель в 28 процентов респондентов)в отличие от остальных, вместе с жителями Индии и
Китая россияне считают возможность удаленной работы скорее правом, чем
привилегией70 процентов опрошенных в РФ считают свободу выбора
места выполнения служебных обязанностей важнее уровня заработной платыдоступом к корпоративной информации в любое время,
независимо от своего местонахождения, располагают 17 процентов
респондентов из числа россиян (самый низкий показатель по результатам
исследования, почти вдвое уступающий среднему индексу в 31 процент)главной проблемой, мешающей удаленной работе,
опрошенные россияне назвали нехватку бюджетных средств на приобретение
соответствующей техники.
Несколько
слов об исследовании
Данное
исследование было проведено по заказу Cisco компанией InsightExpress – третьей по величине компанией, занимающейся рыночными исследованиями и
зарегистрированной в США.
Cisco решила провести это исследование, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются
сегодня компании, пытающиеся удовлетворить требования сотрудников и бизнеса в
условиях повышения мобильности, обострения угроз безопасности и распространения
технологий для повсеместной доставки приложений и информации - от
виртуализированных центров обработки данных и облачных вычислений до
традиционных проводных и беспроводных сетей.
Объектом
исследования стали сотрудники компаний и ИТ-специалисты. И в том, и в другом случае
в каждой из 13 вышеупомянутых стран были опрошены по 100 человек. Таким образом,
выборка респондентов составила 2.600 человек.
"Результаты
исследования показывают, что стремление сотрудников к мобильности и гибкому
стилю работы всюду набрало огромную силу, сравнявшись с фактором заработной
платы, - говорит вице-президент компании Cisco Мари Хаттар (Marie Hattar), отвечающая за решения для сетей без границ. - Таким
образом, чтобы получить конкурентные преимущества и повысить удовлетворенность
сотрудников, организациям нужно строить ИТ-инфраструктуру без границ".
"Мобильность
сотрудников стала жизненной реальностью, предоставляющей бизнесу явные преимущества
в самых разных отраслях, - считает штатный футуролог, главный технический
специалист консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйв Эванс (Dave Evans). - Работа перестала ассоциироваться с местом выполнения
служебных обязанностей. Она становится жизненным стилем, и роль ИТ-специалиста в
этой ситуации приобретает все более стратегический характер: такой специалист помогает
бизнесу сохранять гибкость и повышать производительность труда".
«Сотрудники Cisco как в США, так и в большинстве других стран, включая
Россию, уже давно и широко практикуют мобильный стиль работы в удаленном
режиме, – прокомментировал результаты исследования руководитель пресс-службы
ООО «Сиско Системс» Александр Палладин. – Надо ли говорить, как это, с одной
стороны, повышает производительность труда, а с другой – создает максимально
комфортную рабочую обстановку. Лично я считаю такой стиль работы величайшим
благом. Живя в 60 километрах от московского офиса, на каждую поездку туда и
обратно я трачу как минимум 4 часа, даже если выезжаю из дома в половине
шестого утра. К счастью, в последние годы я это делаю лишь в случае крайней
необходимости, а в основном выполняю все служебные обязанности с помощью
мобильного телефона и ноутбука, дающего доступ к любой корпоративной информации
и коммуникационной технологии, включая видео».
Дополнительная
информация:
·
Полные результаты исследования - http://newsroom.cisco.com/dlls/2010/ekits/ccwr_final.pdf
·
Видеокомментарий Дэйва Эванса - http://newsroom.cisco.com/dlls/2010/prod_101910.html