За 2010 год в Свердловской области
подверглись насилию детей 113.
Только за сентябрь текущего
года, по данным ГУВД Свердловской области, в
отношении несовершеннолетних было
совершено 10 преступлений сексуального
характера.К сожалению, по всей России фиксируется рост такого рода
преступлений.
В нашей стране, - так уж
исторически сложилось, - до недавнего времени эта тема была практически
табуирована. В результате для россиян тема «сексуального насилия над детьми»
оказывается и сложной для понимания, и весьма непростой для принятия
политических, информационных, просветительских и даже чисто правовых решений.
Чаще всего наши соотечественники
сводят «сексуальное насилие над детьми» к изнасилованию, а в их сознании
рождается типическая картинка, как из-за кустов выскакивает незнакомец и
набрасывается на свою жертву, которая возвращается поздно вечером домой. Этот
миф о злобных маньяках давно развеян: статистика преступлений в России доказывает,
что самый распространенный сценарий – это насилие взрослого члена семьи или
друга семьи над девочкой-подростком. В общей сложности на долю членов семьи
(отчимов, дядей, братьев, дедов, отцов) приходится 35-40% изнасилований. Еще
40-50% случаев происходит по вине вхожих в дом друзей членов семьи. То есть, в
85-90% случаев преступник хорошо известен ребенку, и только 10-15%
изнасилований совершается незнакомцами.
Именно поэтому на поверхность «выплывает» лишь незначительная часть
преступлений, в большинстве же случаев дети просто молчат.
Самые маленькие жертвы молчат,
потому что не понимают, что с ними произошло (или считают это нормой – ведь так
поступает родной человек). Подрастая, они осознают, что происходит что-то
неприемлемое, но не знают как выйти из этого «замкнутого круга», испытывая
страх от угроз взрослого. Но и более старшие дети, и подростки в случаях
семейного насилия тоже молчат, потому, что боятся и стыдятся. Потому, что не
верят, что поверят им. Потому, что боятся разрушить семью и причинить боль
кому-то из дорогих им людей.
Однако, нельзя говорить, что в
России ничего не делается, чтобы изменить ситуацию. Летом 2009 года
Государственной Думой по инициативе Президента был принят Федеральный закон «Об
усилении уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни,
здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних», который, несмотря на
определенные нарекания, явился шагом вперед в сфере борьбы с преступлениями
против несовершеннолетних. В сентябре 2009 г. Президентом РФ была
учреждена должность Уполномоченного при
Президенте РФ по правам ребенка. Сейчас
на рассмотрении в Госдуме находится также внесенный Президентом законопроект «о
запрете на работу с детьми для лиц, судимых за преступления против
несовершеннолетних». Изменить ли это ситуацию в корне? Не потеряются ли эти
инициативы в лавине громких политических скандалов и новых законопроектов?
Одним из выходов и решений этой ситуации во
всем мире давно стала социальная
реклама, взявшая на себя роль подсказчика, говорящая просто – о сложном,
доверительно – об опасном либо потаенном. Конечно, качество социальной рекламы
в решении сложных ситуаций имеет решающее значение, в России не всегда авторам
социальных кампаний удается рассказать о тяжелой проблеме, избегая травмирующих
и шоковых приемов. Но процесс развития конструктивной социальной рекламы идет,
ее становится все больше, ей все больше доверяют. Социальная реклама позволяет также создавать
накал общественной тревоги, общей боли и общей заботы о наших детях.
В октябре 2010 г. в концепции 2-летней
программы профилактики детей от насилия,
стартовал второй этап проекта «Берегите детей». В рамках программы, инициированной еще в 2008
году медиа группой "КомИнтер"
совместно с АНО «Лаборатория социальной
рекламы», в прошлом году в эфир 750 городов России вышла рекламная кампания
«Берегите детей!», привлекшая внимание к проблеме и вызвавшая горячие дискуссии
в регионах. В октябре 2010 г.
в эфирном пространстве России появилось еще три видео и три аудиоролика второго
этапа этой кампании. Кроме того, подготовлены цветные иллюстрированные
инструкции для распространения в детских образовательных и лечебных
заведениях. Если ролики ориентированы на
родительскую аудиторию, то инструкции адресованы детям и разработаны с учетом особенностей детского восприятия.
Социальной рекламе россияне стали
доверять больше, потому что она является тем универсальным «переговорщиком»,
который и подсказывает, и заставляет задуматься, и учит, как защитить себя и
родных от беды. И что особенно важно, хорошая социальная реклама «не читает
морали» и не запугивает, а только показывая модели поведения и возможные выходы
из проблемы.
Постепенно возникает уверенность,
что международный язык социальной рекламы станет в нашей стране языком доверия,
и в сложных ситуациях эффективным
инструментом помощи для детей и их родителей.