Позже публичную негативную оценку дали другие рейтинговые агентства, а также Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Во второй декаде октября 2010 года при поддержке ГКЦБФР группа международных экспертов проекта «Помощь ЕС — финансовому сектору» провела в Киеве семинар, посвященный международной практике регулирования рынка рейтинговых услуг. Группа международных экспертов также выразила недоумение тем фактом, что в Украине еще существуют лица, которые стремятся препятствовать демонополизации рынка рейтинговых услуг.
Однако самое главное состоит в том, что на сайте Парламента Украины в разделе «законопроекты» были опубликованы выводы Главного научно-экспертного управления, согласно которым данный законопроект фактически отправлен на доработку (http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=38389). РА «Эксперт-Рейтинг» не разделяет ряд выводов Главного научно-экспертного управления парламента Украины, сделанных, очевидно, под воздействием лоббистов из банковского и страхового сектора, основная задача которых состоит не в обеспечении стабильной работы рыночных институтов, а в максимальном уменьшении количества ограничений для своих участников. Тем не менее, в целом Агентство позитивно оценивает выводы Главного научно-экспертного управления, считает их своевременными и такими, которые ясно и на относительно профессиональной основе дают участникам рынка и общественности понять, что законопроект №7041 будет отправлен на кардинальную доработку.
И все же силы, которые стоят за лоббированием законопроекта №7041, продолжают делать попытки повлиять на формирование нормативного поля, регулирующего работу рейтинговых агентств. Например, 27 октября РА «Кредит-Рейтинг» совместно с представителем так называемой Европейской ассоциации рейтинговых агентств (European Association of Credit Rating Agencies) проводит в Киеве круглый стол. Одна из целей мероприятия (как написано в приглашении) — «Приближение украинского законодательства к европейскому»… Заметим, что директива 2009/65/EC была принята совсем недавно — в июле 2009 года. Кроме того, до сих пор на web-сайте Комитета европейских регуляторов рынка ценных бумаг (CESR) висит информация о вакансиях Комитета для работников, которым еще только предстоит исполнять регуляторные действия в отношении рейтинговых агентств из стран ЕС.
Таким образом, мы видим явную попытку подвести под еще не сложившиеся европейские стандарты выгодную отдельным лицам модель. Нашу уверенность в том, что подобные мероприятия призваны лишь имитировать публичные слушанья по законопроекту укрепляет тот факт, что в состав членов EACRA входит всего лишь 6 корпоративных членов, из которых по одному месту закреплено за РА «Кредит-Рейтинг» (Украина) и РА «JCR EURASIA RATING» (Турция), то есть 2 из 6 членов ассоциации находятся за пределами ЕС. Сама же ассоциация была создана только в 2010 году.
По мнению РА «Эксперт-Рейтинг», EACRA не может выражать мнение большинства европейских РА, поскольку круг ее участников насчитывает всего 6 членов, 2 из которых работают вне ЕС. РА «Эксперт-Рейтинг» позитивно относится к попыткам отдельных альтруистов из стран ЕС создать в ЕС профессиональное объединение рейтинговых агентств. Однако мы очень внимательно следим за действиями руководства EACRA и в случае, если мы зафиксируем, что руководство EACRA делает попытки помочь отдельным юридическим лицам в Украине восстановить монополию на национальном рынке рейтинговых услуг, мы мгновенно обратимся с жалобами в Еврокомиссию, CESR, IOSCO, а также в Комитет по противодействию коррупции в ОСЭР (OECD).
Наше Агентство призывает журналистов и представителей власти игнорировать подобные попытки обсуждения законотворческого процесса с экс-монополистом. Мы считаем, что в текущей ситуации ГКЦБФР идет в правильном направлении и позитивные итоги от действия руководства ГКЦБФР в марте–июне 2010 года для эмитентов в значительной степени ощутимы уже сегодня.
Глобальная среда и практика применения в ней кредитных рейтингов в мире остается очень нестабильной. Реформа статуса NRSRO в 2006 году разрушила стереотип необходимости монополии в отрасли нескольких международных агентств. Кроме того, допуск на рынок США японских и канадских РА привел к росту числа национально признанных РА до 10 агентств. Публикация японским мега-регулятором FSA в октябре 2010 года списка признанных в Японии рейтинговых агентств, привела к потере этого статуса рядом международных агентств, рейтинги которых пока еще признаются ни в Украине, ни в странах СНГ. Принятие новой директивы в ЕС направлено, в основном, на создание среды для развития рынка рейтинговых услуг в Европе, что, конечно же, не предусматривает монополизацию рынка или ограничения в ротации агентств. Желание ограничить доступ агентств на рынок рейтинговых услуг лишь отдаляет украинский финансовый рынок от международных стандартов, стимулирует низкую транспарентность и высокий уровень корпоративной коррупции, а также делает практически невозможной имплементацию основных норм Basel II (III) и Солвенси 2 в украинской практике.
Пресс-служба РА «Эксперт-Рейтинг»http://expert-rating.com/