В России первый расцвет IP-телефонии пришелся на
начало века. В 2005 г. доля VoIP в общих доходах услуг связи оценивалась в 8 %,
при этом сегмент предоплаченной связи составлял 55 %. В 2008 г. она не
превышала 8 %, а за 2009 год выросла почти вдвое - до 15 %. Ожидается, что к
концу 2012 г. доля трафика VoIP достигнет 40%. Эти прогнозы связаны с надеждами
на повышение качества IP-телефонии, увеличением моделей абонентских устройств,
в частности, относительно недорогих SIP-телефонов, и расширением спектра
предоставляемых сервисов.
Если рассматривать корпоративный сегмент, уже
39% организаций, расположенных в российских городах-миллионниках используют
IP-телефонию. В 2010году темпы прироста рынка корпоративной VoIP ожидаются на
уровне 13 %, а к концу 2013 г. проникновение корпоративной IP-телефонии в
крупных городах достигнет 68 %.
В самом широком понимании рынок междугородней и
международной связи давно уже не только традиционная фиксированная МГ/МН-связь.
По мнению аналитиков, в оценку объемов рынка пора включать услуги дальней
связи, оказываемые сотовыми операторами (в 2008 г. – 67 млрд. руб.),
операторами VoIP (в 2008 г. – 6,1 млрд. руб.) и «софтовыми»
операторами
типа Skype (в России крупнейшая компания – SIP-net), заработавшими в 2008 году
1 млрд. руб.
Потенциал VoIP-сегмента абонентов физических лиц
повышается вместе с ростом туризма, деловых контактов и уровнем компьютерной
грамотности потенциальных абонентов. Активно наращивать использование Skype,
Sipnet и других подобных средств VoIP будет средний и малый бизнес. Но основным
драйвером роста VoIP станет сегмент корпоративной связи.
Кроме сокращения расходов, корпоративный сегмент
привлекает в IP-телефонии возможность внедрения эффективных внутрикорпоративных
решений VoIP и систем унифицированных коммуникаций (UC). Еще одним фактором,
стимулирующим развитие IP-телефонии в России, становится распространение
каналов широкополосного доступа. В России продвижение VoIP также начинает получать
поддержку крупных операторов.