В декабре 2010г. DISCOVERY Research Group
завершило исследование российского рынка минеральной и питьевой воды.
Структура российского рынка безалкогольных напитков постепенно меняется в
пользу питьевых и минеральных вод за счет сокращения доли сладких газированных
напитков (отметим, что в США и Европе подобная тенденция наблюдается уже
довольно давно).
Россияне начинают все более внимательно относиться к собственному
здоровью, и эта тенденция оказывает положительное влияние на рост продаж на
рынке питьевых и минеральных вод.
Наиболее популярна среди российских потребителей ПЭТ-упаковка в 1,5-2 и
0,5 литра.
Что касается систем дистрибуции, то возрастает роль современных точек
продаж (супермаркеты и гипермаркеты). Доля продаж через традиционные точки
(киоски, торговля через прилавок) снижается.
для рынка минеральной и
питьевой воды характерна ярко выраженная сезонность. В теплое время года
возрастает интерес к минеральной и питьевой воде не только со стороны
постоянных покупателей, но также со стороны потребителей, которые в течение
года отдают предпочтение другим безалкогольным напиткам.
Одной из основных тенденций развития российского рынка минеральной и
питьевой воды в последние 2-3 года экспертами называется появление частных марок
розничных сетей (private label)
и увеличение их доли на рынке минеральной и питьевой воды, как, в общем, и на
других рынках продуктов питания.
С усилением конкуренции на рынке бутилированной воды производители стали
задумываться об освоении новых для нашей страны рыночных сегментов. Так, на
рынке в ближайшие годы появится больше нишевых продуктов, направленных на
определенный сегмент покупателей. Например, большинство крупнейших компаний
имеют в ассортименте так называемую функциональную воду – напитки для
восстановления организма после занятий спортом.
В сегменте минеральных вод значительна доля фальсификата, отчасти из-за
несовершенства законодательства, регулирующего производство. Вероятно, что
действия по сокращению доли фальсифицированных товаров будут все более
активными. Так, в начале 2010г. появилась информация о введении нового ГОСТа, запрещающего
называть известными брендами минеральную воду, добытую не из одноимённых
месторождений.