В ноябре 2010
года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group
провело исследование российского рынка обоев.
Рынок обоев в
России на протяжении последних пяти лет демонстрирует снижение темпов развития.
В 2010 году объем продаж обоев останется на уровне 2009 года, превысив 250 млн
условных кусков.
По итогам
2009 года объём производства обоев составил 85,73 млн. усл. кусков, что на
10,6% больше, чем в 2008 году (77,48 млн. усл. кусков). На основе данных по
производству за первые 8 месяцев 2010 года (63,5 млн. усл. кусков)
прогнозируется, что по итогам
года производство может достичь 87–90 млн. кусков, что на 1,4–1,6% больше
предыдущего года.
Крупнейшим
производителем обоев в России является ООО «КОФ «Палитра» (Московская обл.). На
долю предприятия в 2009 г. приходилась третья часть общероссийского
производства. Совокупный объем выпуска обоев по России на семи крупнейших
предприятиях в 2009 году составил 95,3% по отношению к объему производства в
2008 г.
Россия импортирует и
экспортирует, в основном, виниловые и бумажные обои. Заметно увеличивался
импорт стеклообоев в последние годы. Объем импорта значительно превышает объем
экспорта. По расчетам Discovery Research Group по итогам трёх кварталов 2010
года в Россию было ввезено 62,5 тонн обоев на 247 млн. долл., что на 16,4% и
27,9% больше, чем за аналогичный период 2009 года в натуральном и денежном
выражении соответственно. Что касается экспорта, то по итогам 3 кварталов 2010
года его объёмы упали более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом
2009 года и составили 3,9 тыс. тонн на 15,3 млн. долл.
Наибольшей
популярностью у потребителей пользуются виниловые обои - 34% и флизелиновые
обои - 26%.
Среднедушевое
потребление обоев сократилось с 2005 года более чем в 2 раза в натуральном
выражении, но в стоимостном выражении - выросло на 22%, что свидетельствует о
более чем двукратном росте цен на обои за период с 2005 по 2009 год., а также
об изменении потребительских предпочтений в сторону интереса к более дорогим обоям.
В условиях снижения покупательной
способности населения (которое будет сохраняться еще в течение 1-2 лет после
кризиса) спрос на обои как на традиционный для России отделочный материал может
увеличиться. И даже если это увеличение будет сравнительно небольшим, 15%-ное
падение импорта потребует замещения отечественной продукцией. Судя по всему,
2010 год станет первым на протяжении долгого периода времени, когда объем
собственного производства возобладает над импортным.