В декабре 2010 г. агентство DISCOVERY
Research Group завершило исследование российского рынка жевательной резинки
Российский рынок жевательной резинки сегодня
является одним из крупнейших в Восточной Европе, как по стоимости, так и по
объему.
В России с 2005 года происходит постепенное увеличение
объема рынка жевательной резинки в натуральном выражении. За 9 мес. 2010 года
объем рынка в натуральном выражении составил 25,99 тыс. тонн, темп
прироста рынка за 2009 по сравнению с 2008 годом был равен 0,5%. По прогнозам в
2015 году объем рынка будет равен 28,5 тыс. тонн. Потребление жевательной
резинки возрастает во всех сегментах: детская жевательная резинка (Bubble Gum),
жевательная резинка для взрослых и как ее подсегмент – стоматологическая,
лечебно-профилактическая жевательная резинка.
Объем производства жевательной резинки в I -
III кв. 2010 года составил 18 тыс.т. Более 90% продукции производится в
Северо-Западном Федеральном Округе (фабрика компании Wrigley в Санкт – Петербурге, завод Cadbury Dirol и
ЗАО «Джойко» в Великом Новгороде).
В настоящее время внешнеторговые операции не
оказывают существенного влияния на рынок жевательной резинки в России, так как
объемы экспорта и импорта жевательной резинки в несколько раз ниже объема
собственного производства внутри страны. В 2009 году объем импорта составил 739
т или 2,98$ млн., в натуральном выражении это менее 5% от объема произведенной
в России продукции.
В 1-3 квартале 2010 года в России произвели
около 18 тыс. тонн жевательной резинки, это больше, чем было произведено за
весь 2009 год. Импорт за этот период составил всего 267,6 т или 0,96 $ млн. В
2009 - 9 мес.2010 года наблюдается тенденция превышения объема экспорта над
объемом импорта.
Россия, в основном,
экспортирует жевательную резинку в страны СНГ. Производство жевательной резинки
высокотехнологично и требует больших
первоначальных затрат, поэтому таким странам как Казахстан, Украина выгоднее
импортировать жевательную резинку из России, чем производить в своей стране. В
2009 году Россия экспортировала около 6% от общего объема производства внутри
страны (900 тонн на сумму 5,06$ млн). Экспорт в
первых трех кварталах 2010 года составил 385,1 тонну жевательной резинки на
2,3$ млн.
Потребителями жевательной резинки в России являются 82%
граждан. Среди российских покупателей жевательной резинки 52% составляют
женщины и 48% - мужчины; 75% покупателей - потребители в возрасте от 25 до 40
лет, 25% - от 18 до 24 лет.
Основным производителем жевательной резинки
в России является компания Wrigley, она увеличила свою долю на российском рынке
жевательной резинки с 64% в 2007 году до 70% в 1-3 кв 2010 года. Вторым крупным
игроком является компания Dirol Cadbury,
доля которой с 2007 года до 1-3 кв 2010 года уменьшилась с 27% до 24%. Совместно
эти компании занимают более 90% рынка российской жевательной
резинки. Так, в 2007 году суммарная доля
Wrigley и Dirol Cadbury была
равна 94,7% рынка, в 2008 – 94,8%, а в
2009 - 93,4%.
К основным тенденциям развития современного российского
рынка жевательной резинки можно отнести:
- увеличение объемов
потребления во всех сегментах рынка, особенно в сегментах детской и
стоматологической (функциональной) жевательной резинки;
- дальнейшее
увеличение объема продаж в регионах;
- развитие
производства жевательной резинки внутри страны;
- сокращение
импорта, увеличение экспорта;
- увеличение доли
реализации продукции через собственные региональные представительства;
- снижение оптовых
наценок;
- жесткая ценовая конкуренция.