В июле 2010 года маркетинговое
агентство DISCOVERY AutoResearch (подразделение DISCOVERY Research Group)
завершило исследование «Импорт в Россию и экспорт из России легковых
автомобилей в 2009 г. - I кв. 2010 г.».
В 2009 году в Россию было импортировано
559388 легковых автомобилей на сумму $ 9862,3 млн.
В пятерку компаний, лидирующих в 2009
г. по объему импорта легковых автомобилей в натуральном выражении, вошли:
KIA - 61399 шт. на сумму $ 1102,546
млн.
HYUNDAI - 58703 шт. на сумму $ 767,018
млн.
NISSAN - 53102 шт. на сумму $ 750,438
млн.
CHEVROLET - 50432 шт. на сумму $
482,645 млн.
TOYOTA - 49901 шт. на сумму $ 1054,835
млн.
В I квартале 2010 г. импорт составил
107909 шт. на сумму $ 1992,2 млн.
Что касается экспорта, то в 2009 г. он
составил 40454 легковых автомобиля на общую сумму $ 246,6 млн. Наибольший объем
экспортных поставок пришелся на автомобили марки ВАЗ (Лада) – 36011 шт. В I
квартале 2010 г. экспорт равнялся 7415 машин на сумму $ 49,1 млн.
Относительно внутригодовой динамики
поставок можно сказать следующее. В начале 2009 г. наблюдался резкий рост
объемов импорта легковых автомобилей в Россию. Пик импорта был достигнут в
марте, когда совокупный объем ввоза составил 62589 автомобилей. После этого,
начиная с апреля и практически на протяжении всего года до ноября, наблюдалось
отсутствие резких скачков и спадов в объемах поставок автомобилей в Россию.
Среднемесячный объем импорта в период с апреля по октябрь 2009 г. составлял
45767 автомобилей.
Динамика экспорта легковых автомобилей
из России в 2009 г. достаточно скачкообразна. Резкий рост отмечается в начале
года. После этого вплоть до августа наступает период спада экспортных поставок.
Начиная с сентября и до конца года объемы экспорта начинают расти.
В структуре импорта легковых
автомобилей в Россию и экспорта из России в 2009 г. – I кв. 2010 г. как в
натуральном, так и в стоимостном выражении наибольший объем пришелся на новые
автомобили в противовес подержанным.
В структуре импорта легковых
автомобилей в Россию и экспорта из России в 2009 г. – I кв. 2010 г. как в
натуральном, так и в стоимостном выражении наибольший объем пришелся на
автомобили с бензиновым двигателем (импорт в 2009 г. составил 520556 шт.).
Незначительный объем импорта в 2009 г. пришелся на автомобили с гибридным
двигателем (немногим более 1000 шт.). На автомобили с дизельным двигателем (до
настоящего времени также непопулярные в России) пришлось почти 38 тыс. шт.
В структуре импорта легковых
автомобилей в Россию и экспорта из России в 2009 г. – I кв. 2010 г. как в
натуральном, так и в стоимостном выражении наибольший объем пришелся на
автомобили 2008 года выпуска (импорт в 2009 г. составил 235634 шт. на сумму $
3988,8 млн) и 2009 года выпуска (импорт в 2009 г. составил 307088 шт. на сумму
$ 5760,2 млн). На автомобили с другим годом выпуска пришелся незначительный
объем как импорта в Россию, так и экспорта из России.
Анализ данных об импорте и экспорте
легковых автомобилей, разделенных на группы по признаку объема двигателя,
свидетельствует об отсутствии явного превосходства одной группы над другой.
Так, на группы 3. 1201-1400 куб. см. и 6. 1801-2000 куб. см. приходится по 15%
от общего объема импорта в 2009 г. в натуральном выражении. На группу 4.
1401-1600 куб. см. приходится 34,4%. Доли групп 5. 1601-1800 куб. см., 7.
2001-2500 куб. см. и 8. 2501-3500 куб. см. составляют по 7-10%.
Однако следует заметить, что на первые
8 групп приходится 95% всех ввезенных в 2009 г. автомобилей. На автомобили с
большим объемом двигателя (люксовых брендов) очевидным образом приходится
маленькое количество машин.
В структуре импорта легковых
автомобилей в Россию в 2009 г. в натуральном выражении наибольший объем
пришелся на следующие группы автомобилей, выделенных по признаку мощности
двигателя:
до 90 ЛС – 83005 шт. или 14,8%
91-110 ЛС - 143502 шт. или 25,7%
111-141 ЛС – 152880 шт. или 27,3%
142-180 ЛС – 94916 шт. или 17,0%
На долю первых четырех групп приходится
почти 85% всех ввезенных в Россию легковых автомобилей.
Следует отметить, что данные об объеме
экспорта в независимости от рассматриваемого периода указывают на схожий
результат.