К такому выводу пришли участники
круглого стола, организованного Центром социально-консервативной политики
(Украина) на тему: «Образование на родном языке: прихоть человека или
обязанность государства?».
Депутат Верховной Рады Украины Вадим Колесниченко в своем докладе акцентировал
внимание на том, что тема родного языка сегодня весьма болезненна и как никогда
актуальна. «Если мы пытаемся строить общество равных возможностей,
гуманитарного прорыва, то для нас важным является вопрос интеллектуального
развития подрастающего поколения», - подчеркнул выступающий. И добавил, что
обучение детей на неродном языке существенно понижает их интеллектуальный
потенциал.
Владимир Семиноженко,
председатель Госкомитета по вопросам науки, инноваций и информатизации
рассказал, что украинское общество де-факто двуязычное. Причем, «двуязычие -
это не когда часть народа говорит на украинском языке, а часть - на русском, а
когда все общество в равной мере хорошо владеет двумя языками».
Председатель Русской общины
Украины Константин Шуров напомнил,
что количество школ с русским языком обучения стремительно сокращается, их
осталось в десятки раз меньше, чем украиноязычных. Такое соотношение явно не
удовлетворяет запросы граждан, ведь русскоговорящих украинцев больше
половины. «Двуязычие - это органическая
часть нашего народа, русский язык – не чужой, а родной», - подчеркнул
выступающий.
Руководитель
социологической компании R&B Евгений
Копатько подтвердил,
что примерно половина украинцев выступают за двуязычие. Но проблема не столько
в сфере языков, сколько в образовании, ведь дети ничего не читают, и не
понимают. «Язык - это точка политического разрыва, сейчас решить эту проблему
практически невозможно. У нашей власти политической воли для этого нет из-за
плохой экономической ситуации и ухудшающейся политической», - подытожил
социолог.
Президент ЦСКП (Украина) Юрий Липчевский резюмировал, что
языковая проблема затрагивает все общество. «Часто бывает, что ребенок дома
разговаривает на русском языке, в школе учится на украинском. В итоге толком не
знает ни одного, ни другого языка, и это большая проблема», - считает
Липчевский. По его мнению, оптимальным может стать такой вариант: в первом
классе ребенок должен учиться на том языке, который предпочтут родители, а со
второго класса начинает учить второй (украинский) язык, с третьего –
английский. Таким образом выпускники школ будут более грамотными и конкурентно
способными на рынке труда, в том числе международном.