Пресс-конференция
была организована Ассоциацией «Электронные деньги», в которую входят ведущие
игроки рынка электронных денег: компании WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI, i-Free
(Айфри), а также национальные индустриальные ассоциации – НАУМИР и НАУЭТ. На
пресс-конференции были представлены ключевые показатели отрасли, экспертные
оценки и аналитический обзор наиболее значимых отраслевых событий.
В 2010 году рынок электронных денег в
России продолжил устойчивый рост. Объем пополнений электронных кошельков вырос
с 40 до 70 млрд руб., число активных клиентов за прошлый год увеличилось на 50%
и достигло 30 миллионов.
Ключевые показатели отрасли
были представлены на пресс-конференции Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), в
которой приняли участие основные игроки рынка электронных платежей — компании
i-Free, WebMoney,
Яндекс.Деньги, QIWI,
национальные индустриальные ассоциации НАУМИР и НАУЭТ. На пресс-конференции
также был представлен аналитический обзор наиболее значимых отраслевых событий:
изменений в области законодательного регулирования, сотрудничества операторов
электронных денег с коммерческими и государственными структурами.
Важнейшим событием минувшего года стало
внесение в Государственную Думу законопроекта «О национальной платежной
системе», который в настоящее время готовится ко второму чтению. Другим
значимым шагом в области законодательного регулирования было вступление в силу
Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях»: впервые в России контроль за кредитной деятельностью на не
регулируемых ранее рынках был передан Министерству финансов.
Заметно выросла активность государства в
сфере сотрудничества с электронными платежными системами. Государство
поддерживает введение универсальной электронной карты, часть функционала
которой планируется реализовать с использованием электронных платежей.
Существенно расширяются возможности по платежам в адрес госорганов, в частности
был запущен портал госуслуг, открытый для подключения различных способов
оплаты.
Электронные платежи постепенно получают
признание в качестве фактора не только локального, но и глобального развития.
Страны «большой двадцатки» в Торонто обратили внимание на необходимость
активизировать работу по внедрению
финансовых услуг для населения и обозначили высокотехнологические
способы платежей как один из важных инструментов достижения этой цели. В Канаде
были сформированы девять принципов инновационного охвата финансовыми услугами,
а на саммите G20 в Сеуле принят соответствующий план действий. Таким образом,
политика России в области развития платежных инструментов будет скоординирована
с мировой стратегией.
Минувший год в
России был ознаменован и технологическим прорывом: началось широкое внедрение
сервисов на базе NFC
(Near Field Communication). Сразу несколько банков стали
предоставлять услугу бесконтактной оплаты поездок в метрополитене — при помощи
специальных платежных карт с NFC-интерфейсом. Компании «МТС» и «МегаФон» также запустили пилотные
решения бесконтактной оплаты проезда в метро, а компания «Технологии
процессинга» реализовала пилотный проект для «Аэроэкспрессов»: проезд в них
можно оплатить при помощи сотового телефона с поддержкой NFC. Кроме того, компания i-Free в рамках своего проекта «Школа Онлайн» начала опытную эксплуатацию
платежной системы, полностью базирующейся на NFC-технологиях.
Помимо NFC-проектов, сотовые компании активно развивали и
мобильную коммерцию.
Вслед за «Билайном» и «МегаФоном» сервисы мобильной коммерции запустила и
компания «МТС», так что теперь абоненты всех операторов «большой тройки» имеют
возможность совершать микроплатежи при помощи мобильного телефона. Аналогичные
услуги доступны и абонентам Yota.
Заметно вырос интерес банков к взаимодействию с операторами
электронных денег. Были реализованы проекты по интеграции Альфа-Банка,
Сбербанка и других крупных банков с кошельками WebMоney, QIWI и Яндекс.Денег,
включающие как пополнение кошельков кредитными картами, так и интеграцию
кошельков с интернет-банкингом и сетями банкоматов. Стремительно растет рынок
виртуальных карт, продаваемых через системы электронных денег.
Еще одним важным
трендом минувшего года стала монетизация социальных сетей при помощи
электронных денег. В апреле
социальная сеть «ВКонтакте» объявила о запуске собственной платежной системы,
счета в которой привязаны к персональным аккаунтам пользователей. А в конце
года схожее решение было реализовано и в другой крупнейшей российской соцсети —
«Одноклассниках».
Рост российского рынка электронных денег в 2010 году существенно повысил
привлекательноcть платежных
систем как активов. Ключевыми событиями стали продажа части акций QIWI Ltd. японскому холдингу Mitsui&Co, а также IPO Mail.ru Group,
обладающей долями в платежных системах QIWI и Деньги.Mail.ru.
Комментируя итоги
минувшего года, председатель АЭД Виктор Достов сказал: «Ассоциация электронных
денег сыграла важную роль в развитии регулирования, став консолидированным
представителем рынка в законотворческих и регулирующих органах. В 2010 году АЭД
начала активное взаимодействовие с FATF и РосФинМониторингом в рамках борьбы с отмыванием доходов и
финансированием терроризма. Регулярный
анализ рынка и активное взаимодействие АЭД со СМИ имели большое значение в
формировании позитивного отношения к отрасли и повышению ее прозрачности».
***
Ассоциация
участников рынка электронных денег (АЭД) была создана летом 2009 года. Она
объединяет крупнейших операторов и индустриальные ассоциации, действующих в
сегменте электронных денег. Основные цели деятельности АЭД – развитие рынка
электронных денег как общедоступной финансовой услуги в интересах населения,
государства и участников отрасли.
Основными
методами решения этой задачи АЭД видит развитие законодательства,
взаимодействия между участниками рынка и участников рынка с иными
хозяйствующими субьектами и государственными органами, популяризация услуг,
предоставляемых на основе электронных денег, повышение прозрачности рынка и
выработка критериев лучшей деловой практики.
Наиболее
актуальной на данный момент задачей АЭД является участие в разработке
нормативных документов по регулированию рынка ЭД в России, а также
количественный и качественный анализ рынка.
Инициаторами создания Ассоциации выступили
компании i-Free (Айфри), WebMoney, Яндекс.Деньги, платежный
сервис QIWI (КИВИ), национальные индустриальные ассоциации
НАУМИР и НАУЭТ. Основными принципами работы ассоциации являются открытость и
равенство всех участников.