Анализ информационных потоков, продуцируемых компанией
РА «Кредит-Рейтинг» после 15 марта, указывает на попытки дискредитации ГКЦБФР и
трех рейтинговых агентств, которые продолжают работать на рынке в статусе
уполномоченных. Также на инвесторов, вкладчиков и страхователей обрушился
чудовищный уровень дезинформации как в форме официальных пресс-релизов, так и в
форме заведомо неверно подготовленных материалов в средствах массовой
информации. Основная цель таких информационных манипуляций — скрыть уровень
рисков, которые сегодня связаны с покупкой услуг РА «Кредит Рейтинг», а также
оказать публичное давление на регулятора, который проявил принципиальность,
отозвав статус.
ТОП-менеджерам банков, страховщиков, эмитентов
облигаций и инвестиционным консультантам мы настоятельно рекомендуем очень
внимательно ознакомиться с Решением ГКЦБФР № 246 от 15.03.2011, которым был
отозван статус у РА «Кредит-Рейтинг».
Оригинал документа доступен на сайте ГКЦБФР по адресу:
http://www.ssmsc.gov.ua/UserFiles/File/NEWS/2011.03.15/2011.03.15.246.doc
Пунктом 5 соответствующего Решения ГКЦБФР запрещает ООО
«Кредит-Рейтинг» присвоение и обновление кредитных рейтингов, которые
в соответствии с украинским законодательством считаются обязательными. Таким
образом, до тех пор, пока РА «Кредит Рейтинг» не возобновит утерянный статус
уполномоченного агентства, оно не сможет
оказывать услуги в сфере обязательного рейтингования. Информация,
распространенная РА «Кредит-Рейтинг» 17 марта в рамках пресс-релиза «Суд
подтвердил правомочность статуса «Кредит-Рейтинга», касается решения суда по
иску агентств РА «IBI-Рейтинг» и РА
«Эксперт-Рейтинг» еще 2007 года и никак не отменяет Решение ГКЦБФР № 246 от
15.03.2011, которым отозван статус. Суд первой инстанции на иск ООО
«Кредит-Рейтинг» с требованием отмены Решения ГКЦБФР № 246 никакой
обеспечительной меры не применял. Таким образом, по состоянию на 21 марта 2011
года, ООО «Кредит-Рейтинг» не имеет статуса уполномоченного и находится в
состоянии судебных разбирательств с регулятором.
Также 17 марта 2011 года было распространено
совместное заявление ЛСОУ и ООО «Кредит-Рейтинг», в котором не акцентировалось
внимание страховщиков на том, что с 15 марта рейтинги РА «Кредит-Рейтинг» уже
нельзя использовать для выпуска облигаций с последующим публичным размещением.
Также не было указано, что Госфинуслуг, выполняя функции надзора за размещением
страховыми компаниями средств страховых резервов, учитывает только рейтинги уполномоченных рейтинговых агентств,
реестр которых ведет ГКЦБФР, а в соответствии с нормативными документами
регулятора рынка ценных бумаг, обязательные кредитные рейтинги должны
обновляться не реже, чем один раз в полгода. Напомним, что 246-ым Решением
ГКЦБФР разрешает ООО «Кредит-Рейтинг» присваивать новые рейтинги и обновлять
старые только по тем видам рейтингов, которые не относятся к обязательным. Мы высказываем разочарование в том,
что одна из авторитетных ассоциаций на страховом рынке дает согласие на
совместные заявления с экс-монополистом, не вникая в суть его заявлений и
происходящего. Мы считаем, что сам факт отзыва статуса госрегулятором является
негативным сигналом для участников рынка по использованию рейтингов любого
агентства, даже если они не носят регуляторный характер.
Все три уполномоченных рейтинговых агентства осуждают
неконкурентные действия ООО «Кредит-Рейтинг». Напоминаем, что расследование специальной
Комиссии ГКЦБФР было предпринято после поступления в ее адрес неоднократных
жалоб с рынка. Также напомним, что решение специальной Комиссии ГКЦБФР, которая
проводила расследование работы ООО «Кредит-Рейтинг», было принято еще 23
февраля 2011 года. Следовательно, у руководства экс-монополиста был 21 день,
чтобы исправить ситуацию и привести структуру своих акционеров в соответствии с
требованиями регулятора. Вместо исполнения законных требований регулятора,
наделенного полномочиями, ТОП-менеджмент этого агентства в прессе публично
объявил о несостоятельности таких требований. Поэтому мы полностью поддерживаем
Решение регулятора, которому по сути ничего не оставалось кроме как 15 марта
проявить независимость и принципиальность, чтобы отозвать статус у участника
рынка, который не только игнорировал требования регулятора, но и пытался
публично вступить в дискуссию с ГКЦБФР, и это при наличии очевидных нарушений.
РА «Рюрик», РА «IBI-Рейтинг» и РА «Эксперт-Рейтинг» считают, что Решение
ГКЦБФР № 246 должно послужить хорошим уроком не только для сегмента рейтинговых
услуг, но и для всего финансового рынка. Еще в феврале 2010 года ГКЦБФР
обеспечила де-юре демонополизацию рынка рейтинговых услуг. За год формального
отсутствия монополии экс-монополист внедрил бизнес-стратегию, основанную на
запугивании и дезинформации участников рынка и одновременном ведении закулисной
борьбы с государственным регулятором рынка в судах. У руководства ООО
«Кредит-Рейтинг» был целый год, чтобы включиться в честную конкурентную борьбу
и своим поведением способствовать демонополизации рынка. Мы полагаем, что
именно отсутствие взаимопонимания между регулятором и ООО «Кредит-Рейтинг» в
вопросах демонополизации рынка рейтинговых услуг на фоне участившихся жалоб
клиентов на несоблюдение правил и этики поведения со стороны данного
рейтингового агентства привели к наличию принципиальных и жестких решений со
стороны ГКЦБФР. Мы искренне надеемся, что проявленная «железная хватка» в
сочетании с толерантными паузами для принятия самостоятельных «правильных
решений» поднадзорными участниками рынка, как манера регулирования, будет
применена и в других сегментах фондового рынка.
Все три уполномоченных агентства уверенны, что в
рамках судебного разбирательства вокруг Решения ГКЦБФР № 246 от 15.03.2011
регулятор и судебные власти должны избегать формального подхода к вопросу.
Обвинения со стороны ООО «Кредит-Рейтинг» в нарушении процедурных вопросов
ГКЦБФР, а также концентрация внимания на спорности определения «связанное лицо»
— это признак формального подхода к делу. Руководство ООО «Кредит-Рейтинг» не
может публично ответить как регулятору, так и участникам рынка на главный
вопрос: «Кто именно является конечным выгодоприобретателем от деятельности ООО
«Кредит-Рейтинг»? Ведь как установила специальная Комиссия ГКЦБФР большая часть паев контролирующего
пайщика экс-монополиста ООО «УМВБ Групп» принадлежит оффшорной компании с
Британских Виргинских островов (остров «Тортола»).
Именно установление конечного бенефициара и законности его существования является
целью судебного разбирательства, потому как без ответа на этот вопрос
невозможно установить, исполняет ли ООО «Кредит-Рейтинг» требования Положения о
конкурсе № 1040, на основании которого им был получен отобранный 15.03.2011
статус, или нет.
ТОП-менеджмент РА «Рюрик», РА «IBI-Рейтинг» и РА «Эксперт-Рейтинг» был просто
обескуражен, ознакомившись с результатами расследования специальной Комиссии
ГКЦБФР, чудовищным потенциальным конфликтом интересов, который несет в себе
структура номинальных бенефициаров ООО «Кредит-Рейтинг». В итоге все три
агентства решили снова объединиться и публично выступить в поддержку
госрегулятора, еще раз подчеркнув свою приверженность конкурентной модели
развития рынка с понятными правилами игры и высоким уровнем транспарентности.
Кроме того, мы хотим использовать данную пресс-конференцию для обращения к
регулятору с просьбой ускорить принятие решения о заседании рабочей группы в
составе членов Комиссии, участников финансового рынка и рейтинговых агентств,
целью работы которой как раз является совершенствование вопросов рейтингования.
Позволим себе еще раз напомнить, что Кредит-Рейтинг даже не счел для себя
нужным войти в состав данной рабочей группы.
_____________________________
Для справки:
РА
«IBI-Рейтинг», НРА «Рюрик» и РА
«Эксперт-Рейтинг» в 2010 году в результате разблокирования ГКЦБФР конкурса на
получение статуса уполномоченного рейтингового агентства были признаны
регулятором рынка ценных бумаг уполномоченными РА.