Основная
проблема конкурсов и фестивалей — непонимание, зачем принимать в них участие и
какую реальную пользу это может принести. Ответ мы решили найти, посмотрев на
конкурсы с трех сторон-участниц процесса — конкурсанта, клиента и организатора.
Множество
вопросов вызывает позиция клиентов — насколько влияют на отношения с агентством
статуэтки победителей профессиональных конкурсов? Может ли стать решающим
фактором в тендере обладание такой наградой? И почему клиенты часто не дают
согласия агентствам на участие в конкурсе с их проектом?
Как
отметили опрошенные нами профессионалы, отказ клиентов зачастую обусловлен не
столько нежеланием участвовать и побеждать в конкурсах, сколько необходимостью
сохранять коммерческую тайну.
«Если
участие проекта в конкурсе предполагает разглашение информации, которую
компания-заказчик считает своей коммерческой тайной, отказ обоснован и
целесообразен» — комментирует Александр Лавров, директор по
маркетингу кондитерской компании «АВК».
Тем не менее, многие
компании участвуют в таких мероприятиях или, как минимум, стараются их
посещать. Там они могут узнать о последних трендах в рекламном мире, о проектах
своих конкурентов и взять на вооружение инновационные инструменты, которые
обильно используют в фестивальных проектах:
«Заказчики посещают конкурсные программы, чтобы
«подсмотреть» тенденции, сравнить предложения, провести партизанскую вылазку по
проектам конкурентов» — отметила Екатерина Марусовская,
начальник отдела маркетинга департамента розничных продуктов «ВТБ Банк».
Идеи
и тенденции, которые можно увидеть на конкурсе, интересно рассматривать как
пример для воплощения и улучшения своих собственных проектов, считает Лариса Шкуренко, менеджер по рекламе и
промо-маркетингу «ХиПП УКРАИНА»
Участвующие
же агентства получают бонусную площадку для создания имиджа и отличный PR-повод:
«Думаю для компаний важен положительный ПР, само
участие в конкурсах говорит уже о том, что компании есть что показать» — поделился мнением Павел Шевчук,
заместитель директора по маркетингу АО «Оболонь».
«Участие в конкурсах влияет на имидж и нашей компании,
как надежного партнера для агентств: с нами можно делать проекты, которые
побеждают на конкурсах» — высказал
позицию заказчиков Ярослав Коваль, Вице-президент по маркетингу компании
«Славутич», Carlsberg Group.
И,
хотя, напрямую участие и победы в конкурсе не гарантируют получение новых
клиентов, они дают заказчикам повод заинтересоваться работами агентства и
повышают узнаваемость команды:
«Существенной мы считаем
завоевание победы только на конкурсе EffieAwards, однако решающего значения на
победу в тендере и этот факт не окажет. Намного важнее прошлых побед
предложенная нам сегодня коммуникационная стратегия, анализ рынка и
конкурентного окружения, прозрачность работы агентства, оптимальные ценовые
условия, профессионализм команды» — отметил Александр Лавров,
директор по маркетингу кондитерской компании «АВК»
«После, когда ты
приходишь на презентации или участвуешь в тендерах, клиенты однозначно смотрят
на агентство по-другому. Они рассматривают тебя как агентство, которое имеет
определенные заслуги, либо видят знакомую команду, которая участвовала в защите
(в жюри ведь могут присутствовать и клиенты)» — Ярослав Лагута, управляющий
партнер агентства маркетинговых сервисов «INSIGHT communications»
Представители
агентств, со своей стороны, отметили то, что участие в конкурсах помогает
держать себя постоянно в тонусе, по праву занимать первые позиции на рынке и,
конечно, дает отличный аргумент при общении с заказчиком или участии в тендере.
Ведь при остальных равных условиях — заказчик скорее выберет того, кто активно
принимает участие в конкурсах и выигрывает их:
«Для агентств это отличная
возможность показать свои результаты, для клиента это ориентир, дающий критерии
для выбора рекламного партнера. Кроме того, конкурсные награды являются весомым
PR-поводом для агентства, когда оно может рассказать о своих преимуществах «в
цифрах и фактах» Алина Фролова, R.A.M. Advertising Group
Кроме
того, участие в фестивалях, конкурсах и других подобных мероприятиях дает
отличный ориентир по быстро меняющемуся рынку:
Оксана
Банник, директор агентства «Fresh»: «Выход в шорт-листах дает нам понимание, что мы
есть на рынке и не где-то, а в первой десятке».
Жюри и организаторы вкладывают в
конкурсы свой труд, время, эмоции. И, конечно, они делают это не зря — по
словам наших собеседников, профессиональные рекламные и маркетинговые конкурсы
помогают создавать тренды в индустрии и дают стимул к развитию:
«DirectHit, по своей сути, это конкурс маркетинговых
стратегий, который основывается не на визуальном креативе, а на логике
коммуникаций, мотивации потребителей к отклику и, в конечном итоге, на
результативности проектов. Если сегодня Вас нет на DirectHit, то завтра Вас нет в маркетинге» — сказал Валентин Калашник, Директор
маркетинг-группы «OS-Direct» Президент Украинской Ассоциации Директ Маркетинга
(УАДМ).
«Женевский
автосалон с его концепткарами является показателем автомобильной индустрии,
ежегодно проводимые недели моды в Милане – показателем фешниндустрии. А
ежегодные рекламные конкурсы и фестивали – это те же самые показатели только в
нашей с вами индустрии. Они не для всех – они для лучших» — поделился Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской Рекламной
Коалиции, генеральный продюсер Киевского Международного Фестиваля Рекламы,
координатор EFFIE Awards Ukraine.
«Я всегда говорю своим коллегам в
жюри, что на нас лежит очень большая ответственность, ведь нам потом отвечать
за принятые решения и врученные или неврученные награды. Мы выбираем тренды, на
которые должны ориентироваться остальные участники рынка» Сергей Венгер, директор креативного агентства «PROVID», который был в
составе жюри конкурсов Золотой Пропеллер,
КМФР, Direct Hit.
Вывод очевиден:
конкурсы нужны. Нужны и клиентам —ведь они хотят работать с лучшими и именно конкурсы
и фестивали помогают их выделить. Нужны и агентствам — чтобы показать свой
творческий потенциал и увидеть свое место на рынке. Кроме того, на конкурсах
создаются тренды и презентуются инновационные технологии, а получение этой
информации бесценно в век, когда маркетинговые инструменты модернизируются и
видоизменяются крайне быстро, вслед за стремительным техническим прогрессом и
повальной интернетизацией. Участие в конкурсе — отличная инвестиция в будущее
компании.
Со
всеми интервью, проведенными в рамках опроса можно ознакомиться на сайте
конкурса www.directhit.com.ua
Direct Hit - Международный открытый конкурс на лучший
директ-маркетинговый проект. Проводится с 2003 года с целью привлечения
внимания клиентов и заказчиков услуг к авторам инновационных проектов;
поощрения творческого подхода в коммуникациях; развития индустрии директ-маркетинга.
Входит в рейтинг Всеукраинской Рекламной Коалиции (ВРК)
Организаторы: Украинская Ассоциация Директ Маркетинга (УАДМ) и
Международный бизнес-форум «Дни Диалог Маркетинга в Украине».
Сайт конкурса: www.directhit.com.ua.