В июне 2010 года председатель Российского Антитеррористического
страхового пула (далее РАТСП) Александр Гульченко заявил журналистам:
"Мы выйдем с предложением к государству через Минфин и другие
заинтересованные органы о создании фонда емкостью от полумиллиарда до
одного миллиарда долларов США, построенного на системе госгарантий,
которые можно было бы использовать для защиты рисков сверх емкости
РАТСП". Очень интересное кино получается!
Обратимся к истории создания пула. Он был образован в ответ на
фактор неблагоприятной конъюнктуры мирового перестраховочного рынка,
закрывшегося в части принятия террористических рисков в перестрахование
после трагических событий 11 сентября 2001 года.
Идея была в том, чтобы помочь, в первую очередь, российским
компаниям адекватно отвечать на запросы своих клиентов, предоставляя
услугу и внутреннее перестрахование под нее. Это могло бы облегчить
бремя государства по выплатам пострадавшим от терактов.
Целью РАТСП являлось не тиражирование услуги и стимулирование продаж
риска терроризма, а именно формирование перестраховочной емкости, т.е.
чтобы не было необеспеченных договоров страхования. А главная его
задача — создание необходимых и надежных условий для полноценных выплат
страхователям.
Не должно РАТСП выступать с инициативой брать на себя функцию
распределения государственных гарантий, не та задача и не та модель. И
нигде в мире подобной практики нет. Какие гарантии должно давать
государство пулу, емкость которого на сегодняшний день даже не
превышает емкости одной крупной российской страховой компании, к
примеру, "Согаза" или "Ингосстраха"?
Даже если государству и нужен оператор для распределения гарантий,
то им не может выступать пул как совокупность страховых компаний.
Поэтому клянчить и выступать просителем у государства гарантий и
средств — тупиковый путь.
В действительности отсутствие реальной емкости и вызывает подобные
инициативы руководителя пула, который на самом деле слабо выполняет те
функции, ради которых РАТСП создавался. Его явная маломощность при
непрофессиональных попытках руководства пула пропиариться — вот и всё,
что характеризует его деятельность. Но как только возникнет реальный
запрос государства или крупного клиента о надежной и полноценной
защите, то, естественно, никаких 100 миллионов действующих мощностей
пула не хватит. Только и останется идти с шапкой на поклон к
государству.