16 июня 2011 года в Киеве состоялся круглый стол по теме «Украинский рынок коммерческого PR: выход из кризиса уже в 2011 году?». Организаторами мероприятия выступили ИА «Украинские новости» и информационный сайт Publicity.
В круглом столе приняли участие эксперты-практики: генеральний директор компании Publicity Creating Валерий Курейко, главный редактор информационного сайта Publicity Руслана Плис, PR-менеджер ИА «Украинские новости» Алена Мельон, а также блоггеры и PR-cпециалисты Светлана Тараненко, Николай Малуха и Богдан Логвиненко. Обсуждался целый ряд актуальных вопросов: интеграция оффлайн и онлайн, новые пиар-инструменты продвижения в Интернет и их эффективность, взаимодействие с блоггерами и в социальных сетях, средние бюджеты на PR, ситуация на рынке традиционных медиа и другие.
Событие было единым относительно формы и смысла: организаторы на деле продемонстрировали, как привнести интерактив в оффлайн-мероприятие. Круглый стол, проходящий в оффлайн-формате (в зале, кроме спикеров, присутствовали представители украинских компаний), в то же время был доступен для свободного просмотра в Интернет через видео-онлайн-трансляцию и онлайн-репортажи в Facebook и Twitter, которые велись из зала в реальном времени. Таким образом, аудитория круглого стола расширилась в десятки раз, а пользователи Интернет наравне с присутствующими в зале получили возможность задавать вопросы спикерам. Всего за событием следили более четырех тысяч пользователей.
Уникальным является и опыт привлечения украинских блоггеров в качестве спикеров по близкой для них тематике (PR и Интернет-PR). Больше половины вопросов, вынесенных для обсуждения на круглый стол, так или иначе касались темы пиара в блогосфере и социальных сетях. Интерес к этой теме логичен, поскольку именно развитие социальных медиа открыло новые возможности для пиар-специалистов. «87% всех украинских пользователей Интернет имеет собственный аккаунт хотя бы в одной социальной сети», - сообщила Светлана Тараненко в ходе круглого стола.
«Сейчас соотношение между оффлайн и онлайн формами в рамках PR-программ украинских компаний составляет 70 к 30, но в ближайшие год-два изменится в сторону онлайн, и достигнет соотношения как минимум 50:50» - отметил в свою очередь Валерий Курейко. «Лучшие украинские PR-агентства уже активно предлагают своим клиентам целый спектр услуг в рамках Интернет-PR-кампаний» - добавил эксперт.
При этом, многие украинские компании уже делали самостоятельные попытки вести PR-кампании в блогосфере и социальных сетях, но немногие из них получили ожидаемые результаты. «До этого времени украинские компании неэффективно используют социальные медиа и блогосферу. Они пытаются купить блоггеров, чтобы те публиковали нужную компаниям информацию, а не заинтересовать, мотивировать блоггеров создавать выгодный и им, и компании, контент» – прокомментировал ситуацию Николай Малуха.
«Компании в некотором смысле недооценивают возможности и потенциал блоггеров» - отметил В. Курейко – «Хотя потенциал у этой категории интернт-пользователей выше, чем у журналистов. Многие блоггеры могут влиять на общественное мнение больше, чем журналисты, и это стоит использовать компания в собственных целях – приглашая блоггеров на те же пресс-конференции, в пресс-туры, вовлекая их в различные интересные проекты».
Что касается социальных сетей и социальных онлайн-медиа в целом, то, как сказала А. Мельон, «это – технологии теперешнего и будущего. При их помощи товары и услуги можно эффективно продвигать до конечного потребителя. С другой стороны – этим инструментом нужно действительно заниматься, выделять на этот фронт работ отдельный бюджет». Поддержала коллегу и С. Тараненко: «Не проблема сделать корпоративную страницу в соцсети, проблема для компании – грамотно ее вести, постоянно обновляя контент, проводя конкурсы для привлечения пользователей и грамотно реагируя на негативные отзывы потребителей». Вопросы создания и планирования контента неоднократно звучали в ходе мероприятия, ведь традиционный для большинства компаний вопрос «о чем писать», в данном случае дополняется еще тремя: «как часто», «для кого» и наконец – «кто это будет делать?».
«Именно поэтому для онлай-PR-кампаний необходимо привлекать профессионалов – лучше всего на эту роль годятся специально обученные и опытные Интернет-PR-менеджеры, работающие в агентствах-аутсорсерах» - считает Р. Плис, которая выступила в качестве ведущей круглого стола.
Не остались без внимания участников круглого стола и другие темы: системного подхода в PR, новых услуг от профессиональных PR-аутсорсеров, интеграции оффлайн и онлайн кампаний в сфере PR. Комментируя последнюю тему, Б. Логвиненко отметил: «Интеграция онлайн и оффлайн – не завтрашний день, а уже сегодняшний. Эта интеграция эффективно действует и приносит плоды для многих коммерческих компаний. Ведь использовать исключительно старые, привычные методы PR – это значит остаться в ХХ веке».
Эксперты привели немало примеров из практики и дали советы, например, что нужно для проведения эффективного конкурса в соцсетях, как использовать соцсети компаниях из сферы услуг, из сектора В2В в целом. Всего в ходе мероприятия поступило более 20 вопросов от Интернет-пользователей, на большинство из них были получены ответы непосредственно во время круглого стола.
Кроме того, на мероприятии было озвучено целый ряд немаловажных прогнозов, подтверждающих, что украинский рынок коммерческого PR постепенно, но уверенно выходит из кризиса. В частности, В. Курейко заявил: «Доля PR в рамках маркетинговых бюджетов украинских компаний в 2012 году возрастет в среднем на 20%, то есть – в среднем в 2 раза, по сравнению с нынешними показателями. Уже в 2012 году средняя величина бюджета на PR составит 150-300 тыс. долларов в год для компаний В2С, и 50-150 тыс. долларов в год для В2В компаний. Вместе с тем, стоит ожидать появления крупных бюджетов до 1 млн. долларов – около 10 компаний, преимущественно крупные компании сегмента В2С, будут способны выделить такие суммы в своих маркетинговых бюджетах именно на PR».
Тенденции украинского рынка PR, озвученные экспертами, внушают оптимизм по поводу быстрого выхода рынка из кризиса и главное – структурных изменений самого рынка. Увеличение доли онлайн-PR-коммуникаций – процесс необратимый, и поэтому украинские компании нуждаются в профессиональном подходе к этой сфере, который могут обеспечить либо специально обученные собственные сотрудники, либо опытные аутсорсеры, которые реализовали уже не одну подобную кампанию.