Украинские коллекторы выступают за пересмотр принципов
выбора компаний для передачи долгов на обслуживание за комиссию и предлагают
банкам проводить отбор потенциальных партнеров в два этапа.
В среднем украинские банки проводят в год 10 – 15
тендеров среди коллекторских компаний, желающих получить на обслуживание
портфели задолженности. При этом распространенный набор критериев для отбора
коллекторов зачастую не дает возможности банкам сделать правильный выбор и
исключает из списка потенциальных партнеров компании, имеющие реальную
возможность эффективной работы.
У основной массы банков стандартный перечень критериев
отбора составляют:
Цена.Наличие
специализированного программного и аппаратного обеспечения.Количество
операторов в колл-центре.Покрытие
регионов Украины.Объем
долгов в работе.Срок
работы на украинском рынке.
По словам директора компании «ЭОС Украина» Алексея
Тесленко, такие принципы оценки довольно поверхностны и не дают
объективного представления о реальных возможностях и потенциале компаний. «В
основном, это количественные показатели, хотя в действительности внимание банки
должны обращать не на текущие объемы работы и персонала, а на возможности
коллекторской компании, при необходимости, масштабировать операции. Ни одна
компания не будет держать ресурсы про запас. И если в работу коллекторам
планируют передать большой портфель, персонал под него будут набирать отдельно,
ведь каждый существующий сотрудник уже имеет свой участок работы», –
акцентирует Алексей Тесленко. Среди таких критериев директор «ЭОС
Украина» называет наличие у компании помещения на случай расширения, резерв
линий колл-центра, качество работы HR-отдела и
системы обучения новых сотрудников. «Весь коллекторский бизнес построен на
умении быстро наращивать и сокращать обороты в случае необходимости. Главное,
чтобы заказчик убедился в правильности работы этой системы», – считает г-н
Тесленко.
Если
говорить о ценовом принципе отбора, то размер комиссии, которую просит за свои
услуги коллекторская компания, также не может являться ключевым фактором,
влияющим на выбор в пользу того или иного партнера. «Профессиональный
коллектор может работать и за 2% комиссии, но при этом он будет обслуживать
только самую перспективную выборку долгов из портфеля. Такой подход сокращает
затраты компании на взыскание, но в то же время уменьшается и сам процент
сборов. Т.е., думая, что он снижает маржу коллектора, банк, на самом деле,
снижает потенциальную отдачу от операций. А маржа коллектора в % остается такой
же», – отмечает Алексей Тесленко.
По мнению экспертов, наиболее оптимальным является
проведение тендера на обслуживание долгов в два этапа. Причем первый этап
является открытым и доступным практически для всех компаний, у которых есть
хорошая репутация, наличие технологий и минимального опыта работы на украинском
или международном рынках. На втором этапе компаниям, желающим принять участие в
отборе, выдаются одинаковые тестовые портфели долгов сроком на 2 – 3 месяца.
Цена устанавливается для всех одинаковая. По результатам обслуживания этих
портфелей заказчик уже может объективно судить о возможностях каждого из
кандидатов. Выбирая лидера по итогам анализа практических действий коллекторов,
заказчик получает наиболее эффективных партнеров по выгодной цене. «Такой
подход к выбору коллекторов требует от банков больше усилий и ресурсов, чем
отбор по стандартным 7 критериям, однако и результаты будут в несколько раз
объективнее и надежнее. Так, разрыв по эффективности работы с долгами у
участников таких тестовых испытаний может доходить до 30%», – акцентирует Алексей
Тесленко.
На сегодняшний день лидеры рынка уже проводят тендера
в два этапа. По опыту их сотрудничества с коллекторскими компаниями,
отобранными таким способом, можно сказать, что подобная последовательность
действий является проверенной и единственно верной при выборе партнера на
аутсорсе. Те банки, которые все еще выбирают коллекторов по общепринятым
правилам, очевидно, недополучают часть прибыли.
Справки:
EOS Group – международный холдинг, предоставляющий услуги по
возврату задолженности физических лиц. Представительства группы компаний EOS находятся в
22 странах мира: 40 дочерних и аффилированных компаний в Германии, Бельгии,
Болгарии, Китае, Греции, Великобритании, Голландии, Македонии, Австрии, Польше,
Румынии, России, Украине, Швейцарии, Сербии, Словакии, Словении, Испании,
Чешской Республике, Венгрии и США. Компания предлагает услуги предприятиям
различных видов деятельности – от «голубых фишек» до компаний малого и
среднего бизнеса. Имеет более 20 000 клиентов по всему миру. Штаб-квартира
и самый крупный рынок находятся в Германии. Оборот компании в 2010 г составил
314.0 млн. евро.
FinPR – первая в Украине специализированная
компания в сфере финансового PR и коммуникационного консалтинга. Компания
предоставляет комплексные услуги по информационному сопровождению клиента с
целью наладить его деловую репутацию, тем самым повышая инвестиционную
привлекательность.
Антонина
Ермейчук,
руководитель проектов
компании FinPR
Тел.: +380 (44) 390-73-18/19,
e-mail: [email protected]