13 июля 2011 года состоялось торжественное
открытие XII Международного Репинского плэнера на родине И.Е.Репина в
украинском городе Чугуеве.
На открытии присутствовали почетные гости
из Франции - потомки Ильи Ефимовича, представители Администрации городов Чугуев
и Харьков, творческой группа пленэра - 11 художников из Украины, России,
Беларуси и Германии, пресса и местные почитатели искусства. Пленэр завершится
выставкой лучших натурных работ этого года, приуроченной к дню рождения
И.Е.Репина.
В рамках церемонии закрытия состоится также передача живописного полотна Сергея Опульса "Репинский источник"
(2010) в дар Художественно-мемориальному музею И.Е.Репина.
Картина «Репинский источник» (2010, 80х100,
х/м) написана Сергеем Опульсом непосредственно с натуры в усадьбе И.Е.Репина –
последнем доме художника под Петербургом -
за три сеанса ранним утром в конце июля - начале августа. Эта картина
вместе с двумя другими, написанными также в бывшей Куоккале, составила центр
экспозиции выставки на Дне Репино 2010. Илья Ефимович Репин практиковал
ежедневный прием воды из источника на территории усадьбы "Пенаты"
начиная с 1906 по 1930 год. Все гости художника тогда и гости усадьбы сейчас с
удовольствием пьют эту целебную воду и уносят с собой.
Глубоко символична встреча последнего дома
Репина на полотне художника и первого его дома. На примере инициативы
петербургского художника Сергея Опульса, учившегося в Ташкентском
художественном училище им. П.П.Бенькова, и живущего более 20 лет в Петербурге
мы видим, как общая история и искусство двух народов - украинского и русского -
дают возможность искать и находить общее. Как на уровне творческой личности,
так и на уровне учреждений культуры и гражданских инициатив.
Вот как говорит художник Сергей Опульс о
своих учителях: "Моя школа - это школа Павла Петровича Бенькова,
среднеазиатский импрессионистический реализм. Беньков учился у Д.Н.
Кардовского, который заведовал художественной мастерской у Репина. А мой
учитель Кузнецов Владимир Иванович - ученик Бенькова. Таким образом, мы имеем
прямую передачу реалистической традиции русской живописи".
Преемственность художественной традиции
действительно жива и не только в произведениях художников, но и в живущих ныне
потомках, которые не только следуют традиции учителей, но и ищут свои пути.
Своими судьбами и произведениями они в реальности протягивают ту тонкую
серебряную нить между поколениями и народами, которая зовется духовностью.