Изучая
практику взаимодействия провайдеров программной услуги и правообладателей
программ, Телекомпалата выяснила, что между некоторыми законодательными актами существует
несоответствие. Согласно Гражданского кодекса
Украины и Закона Украины «Об авторском
праве и смежных правах» программы организаций вещания являются
интеллектуальной собственностью – объектом смежных прав. Однако в Налоговом кодексе
платежи за использование программ организаций вещания в термин «роялти» включены
не были. Это не предоставляло однозначной возможности относить платежи за
использование права передач (программ) организации вещания в налоговом учете к
роялти. Для устранения неточностей Телекомпалата инициировала ряд изменений в
Налоговый кодекс.
Предоставление
абонентам доступа к иностранным программам в Украине требует четкого
определения статуса платежей, которые
уплачиваются провайдерами программных услуг в пользу иностранных
правообладателей на основе лицензионного договора. ТПУ предложила прямо закрепить
в Налоговом кодексе отнесение их к понятию «роялти». «Такой шаг является вполне логичным, так как право собственности на
передачи вещания к провайдеру программной услуги не переходит, что обеспечивает
выполнение требования Налогового кодекса в части ограничения при определении
роялти», – считает эксперт
Телекомпалаты Оксана Павленко.
Благодаря
инициативе ТПУ 7 июля 2011 года в Верховной Раде при принятии во втором чтении
Законопроекта №8217, которым
предусматривается внесение изменений в некоторые пункты Налогового кодекса
Украины, понятие «роялти» было изменено. В частности, в п. 14.1.225. НКУ в
перечень объектов для определения платежей роялти были внесены передачи
(программы) организации вещания. Сейчас ТПУ ожидает подписания закона Президентом
Украины.
Следующим
шагом ТПУ инициировала отмену дискриминационного отношения к субъектам
хозяйствования сферы телерадиовещания. Однако Верховная Рада предложение
Телекомпалаты не поддержала. В отличие от других видов хозяйственной деятельности,
провайдеры не могут относить роялти в полном объеме на затраты операционной
деятельности. В отношение провайдеров программной услуги все еще действует
ограничение, позволяющее им включать в операционные затраты сумму роялти, не превышающую
4% от общего дохода за предыдущий год. «У
субъектов хозяйствования сферы платного телевидения платежи правообладателям
программ составляют около 80% затрат операционной деятельности. Необходимость за
свой счет покрывать 96% затрат на роялти существенно уменьшает финансовый
результат деятельности провайдеров, что ограничивает возможность покупать
качественные программы для своих абонентов», – комментирует Оксана
Павленко.
Несмотря
на аргументацию ТПУ в отношение пересмотра ст. 140 Налогового кодекса, в
которой прописаны особенности определения затрат двойного назначения, статья
осталась в прежней редакции. По мнению Оксаны Павленко, именно такие изменения Налогового
кодекса смогут выступить серьезной поддержкой провайдеров и будут
способствовать развитию сферы платного телевидения в Украине. «В долгосрочной перспективе оптимизация
финансового результата деятельности провайдеров за счет включения платежей роялти
в полном объеме в состав операционных затрат позволит обеспечить своевременный
переход к цифровому телевидению и полноценное развитие информационного общества
в Украине в целом», – уверена г-жа Павленко.
Телекомпалата
будет продолжать работу по пересмотру условий деятельности субъектов
хозяйствования сферы телерадиовещания для укрепления позиций телеком рынка
Украины.
Справки о компаниях:
Телекоммуникационная палата Украины
(ТПУ) создана в 2007 г.
и является объединением участников телекомрынка, призванным содействовать
развитию в Украине сферы платного телевидения и других телекоммуникационных
услуг, а также представлять и защищать интересы членов Палаты. Сегодня в ТПУ
входят компании и организации из 20 украинских городов, чьими услугами
пользуются более половины абонентов платного телевидения и более трети
абонентов скоростного Интернета.
FinPR –
первая в Украине специализированная компания в сфере финансового PR и
коммуникационного консалтинга. Компания предоставляет комплексные услуги по
информационному сопровождению клиента с целью наладить его деловую репутацию,
тем самым повышая инвестиционную привлекательность.
Антонина Ермейчук,
руководитель проектов
компании FinPR
Тел.: +380 (44) 390-73-18/19,
e-mail:
[email protected]