Социальные сети стали самым знаковым явлением последних лет в интернете. Несмотря на то, что первые такие проекты, в том числе и в уанете, появились еще лет пять назад, настоящий расцвет пришелся во время взлета MySpace и Facebook за рубежом и «Одноклассников» с «ВКонтакте» в Рунете.
Украинцы успешно пользовались и пользуются российскими и зарубежными социальными сетями. При этом отечественные разработчики время от времени делали попытки создать сеть в уанете. С 2006 года существует (пожалуй, самое точное слово в этом контексте) Friends.ua, который, видимо, стартовал раньше, чем созрел средний пользователь и рынок. В 2007 году появилась соцсеть Connect.ua, которая попыталась объединить украинцев, преимущественно студентов, однако, по ряду причин это не удалось. Были и другие попытки, не столь заметные.
Если проанализировать причины неудач, то можно выделить несколько основных:
- ставка на идею, без финансирования, в надежде, что «выстрелит»;
- отсутствие базовой инфраструктуры в виде уже реализованных, крупных проектов, способных «подтянуть» аудиторию;
- неправильный маркетинг, что означает целый спектр ошибочных решений в продвижении, рекламе проекта, работе с аудиторией.
И все же в ряду украинских социальных сетей есть проект, который стоит особняком, развивается планомерно и без рывков, стабильно наращивает аудиторию и ежемесячно обрастает новыми сервисами и приложениями. Это социальная сеть «Украинцы Онлайн» или УОЛ (http://uol.ua).
Возможно, именно анализ вышеуказанных причин провалов позволил УОЛ не наступить на грабли конкурентов, поскольку в случае с этим проектом подтверждается поговорка «тише едешь – дальше будешь». Наличие локомотива для УОЛ, в виде популярного портала Online.ua, входящего в пятерку самых посещаемых ресурсов Уанета позволило интегрировать аудиторию в новый проект. Аудитория восприняла УОЛ более чем позитивно. В дополнение к привычным новостям, почтовому сервису, погоде и прочим стандартным для портала элементам, пользователь УОЛ получил открытый профайл, что по сути является мини-сайтом, с возможностью размещать внешние ссылки, загружать неограниченное количество фотографий, видео, публикаций и обмениваться ими с другими пользователями. Интерфейс можно настроить на русском или украинском языках. И все это просто и ясно взаимосвязано для максимально комфортной коммуникации с другими «украинцами онлайн».
Встроенный поиск, позволяет находить общение по тематическим интересам или региональному признаку. В сообществах можно найти единомышленников в любых темах. Кстати, каждое сообщество получает простой и запоминающийся адрес: название.uol.ua, с собственной RSS-лентой.
Поскольку Online.ua уже состоявшийся проект, то создатели УОЛ смогли позволить себе не зарабатывать на пользователях с первых дней создания. В УОЛ принципиально отказались от размещения рекламы в социальной сети и персональных зонах пользователя. В то же время, как уже указывалось выше, администрация УОЛ не возражает против рекламных ссылок, которые пользователи самостоятельно ставят в своих профайлах.
Лояльность и уважение к участникам сети – не единственный компонент стратегии и пользовательской политики УОЛ. Для того, чтобы время, проведенное на сайте было насыщенно и интересно, созданы разнообразные игровые и поведенческие элементы, стимулирующие активность пользователя.
Каждый «уоловец» имеет собственный ранг активности - показатель People Rank. Это своеобразный рейтинг пользователя, который позволяет ему стать популярным, топовым участником и привлечь в свой круг общения еще больше интересных людей.
Вся активность пользователей и сообществ транслируется в живой ленте, где можно видеть обновление всех действий сообщества украинцев на УОЛ. Такой «прямой эфир» жизни социальной сети не только увлекательно наблюдать, но и очень удобно отслеживать и комментировать. Кроме того, редакция УОЛ отбирает лучшие посты и делает их более заметными.
На данный момент трудно найти что-то в инструментарии пользователя, чего нет на УОЛ - публикации блоговых постов, фотографий, видео, оценки, статусы, комментарии, цитирования, сообщества. Прибавим к этому массу всевозможных сервисов портала Online.ua и постоянные нововведения.
На мировом рынке социальных сетей сейчас наблюдается тенденция, которую эксперты журнала The Economist называют снижением потребительской реакции. Чем больше выбор, тем меньше выбирают. Все в ожидании, чем закончится только начавшееся противостояние Facebook и Google+. И пока гиганты делят мировую аудиторию, на рынках многих стран все больше пользователей выбирают локальные социальные сети, созданные на родном языке, с близкими знакомыми в профайлах, ничуть не уступающие в функционале и уверенно развивающие свои сервисы. В Украине на сегодня такой сетью является сообщество Украинцев Онлайн, которое каждый день растет и увеличивается, следуя своей миссии - собрать лучших пользователей из Украины в национальной социальной сети.