К этому классу относят хорионический гонадотропин человека (ХГЧ), кортикотропин, гормон роста (соматотропин, соматотропный гормон, СТГ) инсулин и ЭПО, кроме того, все факторы, стимулирующие гипоталамус и тем самым — продукцию гормонов гипоталамуса.
Как и в случае со многими другими лекарственными средствами, препараты пептидных и гликопротеиновых гормонов, их аналоги «перекочевали» в спорт из клиники.
Кристаллический соматотропин из гипофизов животных получили Лай и Эванс в 1944 г., а в 1956 г. был выделен человеческий СТГ. В 1957 г. Рабен описал методику экстракции человеческого СТГ и вскоре показал его эффективность в клинике. В употреблении СТГ в 1974 г. был уличен итальянский спринтер П. Меннеа, а впоследствии — и многие другие атлеты. Инсулин был открыт в 1921 г. Бантингом и Вестом. Его промышленное производство для медицинских нужд было начато в 1925 г. Около 4 % населения индустриально развитых стран вынуждены вводить себе инсулин по жизненным показаниям. История использования рекомбинантного эритропоэтина (ЭПО) человека началась в 1977 г., когда впервые он в очищенном виде был выделен из мочи человека. В 1985 г. клонирован ген ЭПО, а в 1987 г. в Европе впервые стал доступен рекомбинантный ЭПО. Именно с этого года и началось применение ЭПО в спорте. За период 1987 —1990 годов имели место несколько смертельных случаев среди голландских и бельгийских велосипедистов, которые связывают с использованием ЭПО. В 1988 г. Международная федерация лыжного спорта включает ЭПО в список допинговых средств, а в 1989 г. Food and Drug iiwnistration (государственный орган США, контролирующий производство и распространение лекарств в стране) разрешает производство рекомбинантного ЭПО. В 1990 г. применение ЭПО запрещено МОК. В 1993— 994 г. ИААФ внедряет процедуру забора крови на восьми соревнованиях розыгрыша кубка мира. В 1997 г. Международный союз велосипедистов и Международная федерация лыжного спорта утверждают процедуру выборочного тестирования по крови перед началом соревнований, установив предельно допустимые уровни гематокрита и гемоглобина. Хотя превышение установленных показателей не является основанием для дисквалификации, однако, проведение этой процедуры направлено на защиту организма спортсмена от возникновения возможных осложнений, связанных с повышенным содержанием гемоглобина и повышенным гематокритом. В 1998 г. разоблачение случаев использования ЭПО на велогонке «Тур де Франс» было широко освещено средствами массовой информации. В 1999 г. были интенсифицированы исследования по разработке надежного метода обнаружения ЭПО к играм Олимпиады в Сиднее (Остапенко, Клестов, 2002).
www.avangardsport.at.ua