Во Владимирской таможне на таможенных постах было проведено анкетирование граждан, таможенных представителей, перевозчиков, представителей организаций, занятых внешнеторговой деятельностью. Цель - выявление проблемных вопросов в работе таможни, улучшение качества делового взаимодействия между участниками ВЭД и должностными лицами таможни, реализации мероприятий по противодействию коррупции. Использовался метод анонимного анкетирования, который обеспечивает правдивость ответов и высокую достоверность полученных результатов. Анкеты были предложены всем участникам ВЭД, изъявили желание принять участие в этой работе 45 респондентов. Из них 42% осуществляют производственную деятельность, 27% – таможенные представители, 24% заняты торговыми закупками, 7% оказывают услуги. В подавляющем большинстве опрашиваемые лица контактируют только с должностными лицами Владимирской таможни, 24% участников ВЭД взаимодействуют с Центральным таможенным управлением, с другими региональными таможенными управлениями – 7%.
По данным анкет в 98% случаев действия должностных лиц таможенных органов осуществлялись в соответствии с требованиями закона. Однако, по мнению респондентов, в некоторых эпизодах имели место нарушения прав и законных интересов, при этом конкретных фактов озвучено не было. Как показало анкетирование, 62% опрошенных используют во взаимодействии с должностными лицами таможни принцип «доверяй, но проверяй», 38% указали на полное доверие, недоверия не высказал никто.
Анкеты показали твердое отрицательное утверждение всех опрошенных о случаях провокаций со стороны должностных лиц таможни на получение каких-либо вознаграждений. 67% опрошенных считают, что самым приемлемым вознаграждением для должностных лиц является слово «спасибо», 29% единственным возможным вознаграждением считают заработную плату, 5% допускают «благодарность» в виде коробки конфет. В двух анкетах были отмечены факты психологического давления и недоброжелательности со стороны должностных лиц таможни. Эта информация будет использована для проведения воспитательной работы с инспекторским составом на постах. Высоким остается уровень доверия руководству таможни – 36% респондентов готовы обратиться к нему при поступлении предложения от должностных лиц решить или ускорить решение проблем при помощи передачи вознаграждения; 29% участников обратятся в отдел собственной безопасности таможни, 22% воспользуются «телефоном доверия», 13% обратятся в иные правоохранительные органы. Согласно данным анкет, в таможне отсутствуют мздоимство, вымогательство, превышение должностных полномочий.
Проведенная работа помогла составить мнение о состоянии коррупции в таможне, определить проблемные моменты при осуществлении таможенных операций, выявить возможные конфликтные ситуации между участниками ВЭД и должностными лицами Владимирской таможни, выработать конкретные рекомендации для улучшения качества работы.