Среди живописных произведений Виктора Борзова, представленных на выставке «ВИдение цвета» есть и пейзажи Пушкиногорья – одного из излюбленных мест художника, и подмосковные леса, и удивительные, всегда такие разные натюрморты – колористическая гамма букетов Борзова показывает всю глубину присущего автору чувства цвета и знания его оттенков.
Не случайно в названии выставки есть многозначное и многозвучное слово «вИдение» с ударением на первый слог. Во всех работах художника видна эта его удивительная способность тонального видения. Стремясь сохранить верность художественным традициям, Борзов приходит к полноте мировосприятия, по максимуму используя возможностей своей богатой палитры.
В отечественной истории искусств существует ярко выраженное официальное направление. Это художники, которых можно назвать «государственниками»: АХРР-овцы в 1930-е годы или мастера «сурового стиля» в 50-60-е. У тех и у других главной идеей была общественная значимость, важность их произведений.
Существовала линия «непризнанного», «неофициального» искусства. Здесь главной целью было – любым способом противопоставить себя обществу. И … всегда были те, кто шёл в стороне от основных художественных мейнстримов, кто придерживался своей собственной дороги в искусстве, пусть не приносящей особых «дивидендов» в виде званий, денег или популярности. К таким художникам принадлежит Виктор Борзов.
Сегодня художник вспоминает: «тогда надо было писать «тематические» картины – про труд, про заводы, про партию; а я не мог на это пойти, и продолжал писать свои пейзажи».
Судьба художника Борзова типична для советских мальчишек предвоенного поколения. Он родился в 1922 году в Тамбовской губернии, откуда родители бежали от ужасов коллективизации в ближнее Подмосковье. Кружки и студии, участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка 1938-го года, где Виктор взял один из «гран-при», как сказали бы теперь. Вместе с ним призы получали будущие родоначальники «сурового стиля»: Иванов, Коржев, братья Ткачёвы. Практически все призёры поступили в Московскую среднюю художественную школу; а Виктор – не стал, родители отговорили. В институт не поступил – мальчиков в 1940-м в ВУЗы не принимали, пошёл работать на оборонный завод, тем, кстати, и спасся, – бронь защитила от армии. Как говорит Борзов: «Мало кто выжил из мальчиков моего года рождения».
В эвакуации стал рисовать «наглядную агитацию»; вернувшись, закончил Пединститут; долго работал учителем рисования. Занимался в студии Георгия Гук-Кравченко, в прошлом, – ученика Ильи Репина. До сих пор с огромным уважением вспоминает уроки своего мастера, как тот учил его «видеть цветом». Тогда Борзов познакомился с такими признанными мэтрами советского искусства, как Константин Юон, Александр Бубнов, Пётр Кончаловский и Александр Герасимов. Снова вспоминает художник: «Одному я носил одни работы, другому другие; они же были совсем разными мастерами». Но, главное, – все советовали «продолжать работать цветом».
Так Виктор Алексеевич и работает до сих пор, в свои уже 89 лет, в небольшом дачном домике под Рузой. Пейзажи окрестностей, цветочные натюрморты из собственного сада, и снова, и снова. Весна сменяется летом, утро превращается в вечер. Небо, которое удивительно постоянно меняет свой оттенок. Сиреневый куст – или букет любимых гладиолусов – в разных цвето-световых системах координат выглядят так по-разному. И Борзову удается уловить и передать это удивительно тонко.
http://www.sovcom.ru/
Галерея СОВКОМ. Москва, ул. Щепкина, д.28. Вход свободный. Пн-пт 10.00-19.00, сб, вс – вход по предвар. догов-ти по тел. +7 (495) 684-91-91. http://www.sovcom.ru/
Контакты для СМИ: e-mail: [email protected]; 8-915-163-33-60